Яндекс.Метрика

Актриса и депутат Анастасия Мельникова: надо не только брать, но и отдавать

Если бы Анастасия Мельникова была только актрисой, ей уже были бы гарантированы любовь и уважение публики. Но она еще прекрасная мама, которую можно ставить в пример другим родителям. И депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, человек, которому верят и к которому идут за помощью. Как ей удалось решить дилемму "работа – семья"? Какие свойства характера заложили в нее родители, чтобы она не подхватила звездную болезнь? Об этом и многом другом мы и беседуем с Анастасией Мельниковой.

Если бы Анастасия Мельникова была только актрисой, ей уже были бы гарантированы любовь и уважение публики. Но она еще прекрасная мама, которую можно ставить в пример другим родителям. И депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, человек, которому верят и к которому идут за помощью. Как ей удалось решить дилемму "работа – семья"? Какие свойства характера заложили в нее родители, чтобы она не подхватила звездную болезнь? Об этом и многом другом мы и беседуем с Анастасией Мельниковой.

"Петербургский дневник": Анастасия, хочу вас поздравить с премьерой спектакля "Привидения" по пьесе Генрика Ибсена в постановке Алексея Утеганова, которая состоялась буквально на днях в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Ибсен считается трудным автором, сложным для восприятия современного зрителя.

Анастасия Мельникова: И я очень благодарна Алексею Утеганову, что он выбрал то, что и сегодня звучит так актуально. Когда он первый раз сказал мне о своем замысле, я подумала: "Ну не может мать бросить своего ребенка!" А потом вспомнила тех мам, которые остались одни со своими детьми. О тех семьях, где родились дети с особенностями развития и мужья их бросили, оставив один на один с бедой. Поэтому в спектакле нет ни одной фразы из тех, что произношу, которой бы я не понимала.

"Петербургский дневник": А как шла работа над спектаклем?

Анастасия Мельникова: Были сложности с моим расписанием, занятостью других артистов, болезнью одного из героев. Алексей смеялся, что первый раз в его жизни он переиграл на репетициях за всех артистов. Однако, несмотря на то что пьеса грустная, обстановка на репетициях была удивительно доброжелательной. Да и реакции зрителей тоже. Для меня это имело особое значение. Я в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской больше 20 лет. Но последние годы я на его сцену не выходила. Для меня это было, как сказал режиссер, возвращение блудной дочери. И я безумно благодарна, что меня встретили так, будто я после длительного отъезда вернулась домой.

"Петербургский дневник": "Привидения" – пьеса о родовом проклятии. А у вас семья замечательная. Значит, это была роль на сопротивление?

Анастасия Мельникова: Конечно. Я бы никогда не смогла отослать ребенка, не смогла бы всю жизнь любить человека, которому не нужна. У меня всегда так складывалось, что чувство возникало в ответ. И когда я в детстве читала книги о безответной любви, то всегда молила: "Боженька, только убереги меня от этого".

"Петербургский дневник": И все‑таки в вашей жизни не все было гладко.

Анастасия Мельникова: Но у меня всегда была моя семья. Я росла с двумя братьями и всегда знала, что не буду одна. Никто никогда не говорил нам, как надо жить. Просто родители относились ко всему – к работе, к нам, детям, к дому, к стране – с любовью и большой ответственностью.

Помню, как папа – хирург с мировым именем, просыпаясь, первым делом звонил в клинику – узнать, как его пациенты пережили ночь. И мама, также хирург, у нас такая же.

Сейчас мне семьи очень не хватает– в силу моей и их занятости мы видимся не так часто, как хотелось бы. Но я знаю, случись что – всегда рядом со мной и с Машкой (дочь А. Мельниковой. – Ред.) будут родные люди.

"Петербургский дневник": Сейчас многие отправляют своих детей учиться за границу. Не было ли у вас такого искушения?

Анастасия Мельникова: У Машки сейчас переходный период, и она дивно его проходит. Не грубит, не хлопает дверью, не стала хуже учиться. Но ей постоянно надо что‑то проговаривать, особенно ночами. И я в этот момент обязательно должна быть рядом. Поэтому, когда меня спрашивают, почему я не отправляю ее за границу, отвечаю – для меня это дико. Если бы была возможность поехать туда вместе с ребенком, тогда другое дело.

Я вижу плоды тех "дипломатических" отношений, когда родители отправляли детей за границу. Знаю, как страдают они сейчас. И у меня возникает вопрос: а чего вы хотели, если в самый тяжелый период вы отдалили ребенка от себя?

Я к Машке в комнату никогда не войду не постучавшись. Когда я чувствую, что она хочет побыть одна, ее личное пространство нарушать не буду. Но когда она захочет со мной поговорить, я брошу все и приду.

"Петербургский дневник": Бывает, что некоторые используют ребенка, чтобы скрепить семью, удержать мужа.

Анастасия Мельникова: Я убедилась (не говорю, что права, это только опыт), что любят в первую очередь женщину. Ребенок может удержать какое‑то время мужчину на чувстве долга и порядочности. Но вот убейте, мне не надо, чтобы со мной жили только из чувства порядочности. Ребенок будет видеть эту фальшь.

Знаю семью, где родители много лет живут по разным комнатам. И дети видят тоску в их глазах. "Как я хочу увидеть глаза мужчины, который с любовью смотрит на женщину", – написал один из них в своих стихах. Если человек 21 года из полной семьи, где растут шестеро детей, пишет такие строки, значит, он никогда не видел любви между мамой и папой. Тогда ради чего все это? Мне понятнее, когда мама с ребенком живут вдвоем, чем вот так.

"Петербургский дневник": А если бы вы вдруг захотели изменить свою жизнь и выйти замуж, как бы Маша отреагировала на это?

Анастасия Мельникова: Она раньше очень переживала и говорила, что если я захочу выйти замуж, то она не будет против. А сейчас говорит: "Мама, прости, ты всю жизнь жила ради меня. И я пока не готова, я хочу быть только с тобой".

А несколько месяцев назад, читая мое интервью, где я говорю, что до 18 лет принадлежу только Маше, а дальше я буду решать сама, она говорит: "Не волнуйся, мама. Я пораньше поумнею". То есть если я попрошу, то смогу выйти замуж и жить полноценной семьей. Но я буду видеть, что мой ребенок несчастлив. Я смогу тогда быть счастлива? Мне так не надо. Считаю, что нельзя ломать ребенка, нужно просто немного подождать, когда это все будет гармонично и естественно.

"Петербургский дневник": А могли бы вы поделиться своим секретом воспитания?

Анастасия Мельникова: Секретов нет. Есть опыт, который я получила в собственной семье. Опыт воспитания добротой и любовью.

Как‑то однажды моя мама сказала одну дивную фразу: "Ты люби ее, а дальше сердце подскажет". Я очень боюсь давать советы и считаю себя не вправе это делать. Вот когда я выращу свою девочку, и она вырастет такой, какой бы я хотела, то тогда можно. Универсальный совет, который даст, наверное, любая мама – очень любить своего ребенка.

"Петербургский дневник": Наверное, к вам, как к депутату, нередко обращаются с семейными проблемами?

Анастасия Мельникова: Да, и очень много. То бросил муж и жить не на что, то ребенка не устроить в детский сад. Недавно, например, приходила женщина, очень плакала. У нее это второй брак, есть девочка полтора годика и мальчик от первого мужа, в 10-м классе, блестяще учится. А отчим изводит ребенка. Она плачет и спрашивает, что ей делать, ведь для нее оба ребенка родные?

Я говорю: советов дать не могу. Но как женщина скажу: если бы кто‑то хоть пальцем тронул моего ребенка, он бы вылетел сразу. А эта женщина так не может, говорит, нечем будет кормить детей. Я предложила мальчику пойти в кадетский корпус. А через некоторое время она пришла и сообщила, что муж ушел. И попросила помочь устроить малышку в садик, чтобы она могла пойти работать хотя бы на полдня.

Бывают и другие ситуации. Недавно звонят люди и рассказывают: у них в доме умер человек, который свою квартиру превратил в помойку. И когда прорвало батарею, все накопившиеся нечистоты потекли вниз и затопили три этажа. Люди жалуются во все инстанции, а им отвечают, что все в порядке. Я поехала туда со своими помощниками, спустилась вниз и увидела, что два пожилых человека спят на раскладушке на кухне. Потому что в комнате грязные потоки по стенам, все в грибке, и они так живут больше года. Пришлось звонить главе района.

Другой раз приходит на прием дама, которая задыхается от пара в подвале. А в жилконторе говорят, что все починили. Приезжаю, фотографируюсь рядом с трубой и отправляю начальству.

Да, я постоянно пытаюсь кому‑то помочь, используя свою известность. Течет крыша, в подвале болото – раньше звонила актриса Настя Мельникова, а теперь разбирается депутат Мельникова. И все знают, что я сама приеду, приведу журналистов, пойду к главе района, но не оставлю это дело просто так.

А чтобы лучше разбираться в таких вопросах, летом я окончила Университет сервиса и экономики по специальности "Муниципальное управление".

"Петербургский дневник": Вы необыкновенно искренни и открыты, и знаю, что люди вам верят. Как на все хватает времени и сил?

Анастасия Мельникова: Люди это чувствуют. Помню, как‑то в БКЗ "Октябрьский" я должна была произносить официальную речь. Но я сказала про Наташу Ростову, которая считала, что надо не только брать, но и отдавать. И людям я никогда не лгу, может быть, оттого они ко мне и идут.

Анастасия Мельникова снялась в более чем 30 фильмах. А скоро ее можно будет увидеть в музыкальной мелодраме молодого режиссера Ксении Баскаковой «Птица», снятой на киностудии «Ленфильм». В центре сюжета девочка Катя и лидер рок-группы Олег. Их встреча переворачивает жизнь обоих. 

Заслуженную артистку России Анастасию Мельникову можно увидеть в спектакле «Привидения» по пьесе Генрика Ибсена, где она исполняет роль фру Алвинг. Он идет на Малой сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Также актриса исполняет главную роль в спектакле «Миллионерша», поставленном по пьесе Бернарда Шоу Михаилом Апарцевым в Санкт-Петербургском государственном академическом Театре Комедии им. Н. П. Акимова. Кроме того, Анастасия Мельникова занята в пьесе петербургского драматурга Алексея Козырева «На брудершафт», режиссер Алексей Утеганов. Вместе с заслуженным артистом России Сергеем Кошониным они разыгрывают лирическую историю, от которой веет теплом и романтикой. Спектакль идет в театре «Алеко».