Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Отели без звезд

Классификацию к чемпионату мира по футболу – 2018 в Петербурге пока прошли 110 отелей и гостиниц из 533. Несмотря на то что до 1 июля 2016 г. все отельеры обязаны классифицировать объекты, в очередь за звездами они по‑прежнему не выстраиваются. Те, кто в срок не уложится, не смогут работать в правовом поле.

Классификацию к чемпионату мира по футболу – 2018 в Петербурге пока прошли 110 отелей и гостиниц из 533. Несмотря на то что до 1 июля 2016 г. все отельеры обязаны классифицировать объекты, в очередь за звездами они по‑прежнему не выстраиваются. Те, кто в срок не уложится, не смогут работать в правовом поле.

До окончания срока получения классификации к ЧМ-2018 гостиницам и отелям осталось всего 4месяца. В Комитете по развитию туризма (КРТ) СПб заявляют, что многие объекты размещения до сих пор так и не получили звездности.

Обещали – не прошли

"Мы неоднократно встречались с отельерами, большинство нас уверяли, что готовы к прохождению классификации и у них все стоит в графике с начала 2016 г.", – говорит Нана Гвичия, заместитель председателя КРТ.

Но вот 2016 г. наступил, уже начало марта, а "тест на звездность" в Петербурге прошли только 110 гостиниц (это более 9 тыс. номеров). При этом по закону сделать это должны абсолютно все средства размещения – а официально зарегистрированных компаний, предоставляющих гостиничные услуги, в Северной столице насчитывается 533. Но, как отметила Нана Гвичия, не секрет, что многие предоставляют гостиничные услуги в жилом фонде, некоторые из них вообще были не зарегистрированы и занимаются этим вопросом сейчас, поэтому средств размещения в городе гораздо больше.

"Хотелось бы напомнить отельерам, что 1 июля 2016 г. – это не срок, когда они должны держать сертификат в руках. Это срок, когда вы должны быть официально размещены на сайте Министерства культуры РФ (в списке классифицированных объектов. – Ред.)", – добавила Нана Гвичия.

Не только деньги

Одна из причин, по которым бизнесмены тянут с получением звездности, – для отелей прохождение классификации не бесплатное. Стоимость работ в первую очередь зависит от номерного фонда, и хотя суммы, которые приходится выложить отельерам, не такие уж большие, для малых средств размещения это все равно дополнительная нагрузка. Например, по оценкам экспертов, прохождение классификации отеля на 100 номеров может обойтись в 150 тыс. рублей, для небольших отелей процедура будет стоить 30‑50 тыс.

Но проблема упирается не только в дополнительную финансовую нагрузку. Для того чтобы подтвердить свой статус, некоторым объектам приходится вкладываться в ремонт, обновление мебели, что‑то докупать, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к заявленному количеству звезд. А не секрет, что некоторые отельеры количество звезд своим объектам присваивают на свой вкус и лад. Классификация же четко определит, какой объект и под какую категорию звездности попадает.

Стоит отметить, что для отелей на период проведения ЧМ-2018 и Кубка конфедераций – 2017 установлены предельные цены на размещение (см. таблицу) – для каждой категории номеров в каждой категории средств размещения. Так, максимальная стоимость гостиничного обслуживания в номере высшей категории в пятизвездочном отеле может составлять 700 тыс. рублей, сюит в "четверке" может стоить не более 85,5 тыс., а одноместное или двухместное размещение в "трешке" – не более 10,5 тыс. и т. д. То есть если отель, например, работал "под флагом" трех звезд, а классификация покажет, что он может претендовать только на две звезды, то и максимальные цены он сможет устанавливать уже другие – ниже.

Кроме того, классификация дается отелям на 3 года, поэтому многие стараются оттянуть момент до последнего.

Дотянулись до неба

Впрочем, для тех отелей, которые классификацию прошли, процедура была безболезненной. И если для крупных сетевых гостиниц и пятизвездочных отелей это вообще не должно было стать проблемой, то, как выяснилось, их менее звездные собратья тоже успешно классифицируются.

"У нас небольшая гостиница в центре Петербурга, мы классификацию уже прошли. Это обошлось нам примерно в 40 тыс. рублей и заняло около 1 месяца, хотя к классификации мы стали готовиться заранее, – говорит Алена Киселева, представитель отеля "Авент Инн". – Каких‑то особых трудностей не было. На мой взгляд, основные трудности, с которыми могут столкнуться отельеры при прохождении классификации, – это оформление документов. Каждый отель может сам себя оценить и понять, на что он претендует, хочет ли повысить свою категорию и готов ли он на это тратиться".

Малые трудности

В наиболее щекотливом положении, пожалуй, пока что находятся малые средства размещения, расположенные в жилом фонде. Как известно, в Госдуме РФ рассматривается законопроект, запрещающий размещать гостиницы и хостелы в жилом фонде. Но в Петербурге таких объектов насчитывается не один десяток, поэтому, как отметила Нана Гвичия, город совместно с Министерством культуры РФ отстаивает возможность размещения в жилом фонде "до ЧМ однозначно". Однако  требования к ним должны быть однозначно ужесточены. "В том виде, в каком это существует сегодня,  быть не может", – добавила Нана Гвичия.

Неопределенное законодательное положение мини-отелей и хостелов в жилом фонде не отменяет того факта, что им тоже предстоит пройти классификацию к ЧМ-2018.

От некоторых "бизнесменов", считающих, что они просто сдают жилье в наем, можно услышать вопрос: зачем им вообще классификация, если они гостиницами не являются? Тем не менее, как отметила Нана Гвичия, такие "арендодатели" часто позиционируют свои объекты на системах бронирования именно как мини-отели и хостелы, а под классификацию к ЧМ попадают абсолютно все средства размещения.

50 тыс. рублей может достигать штраф для юрлица за предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории.

"Многие средства размещения позволяют себе на разных системах бронирования указывать разную звездность. Условно говоря, в одном случае – пять звезд, в другом – четыре звезды и т. д. Потребителя вводят в заблуждение, что недопустимо", - сказал Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по развитию туризма СПб.