Георгий Полтавченко: экономические трудности Петербург преодолевает достаточно уверенно
О том, каким для Санкт-Петербурга был 2015 год, и о перспективах развития города в 2016 году рассказал губернатор Георгий Полтавченко.
Георгий Сергеевич, как бы вы оценили социально-экономические итоги уходящего года?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Экономические трудности наш город преодолевает достаточно уверенно. Может быть, мы и не сделали серьезных шагов в экономике на фоне общего спада. Но мы устояли на ногах. И сумели выстроить свою работу так, что полностью выполнили наши социальные обязательства. Мы не только не сократили, а наоборот увеличили финансирование важных статей: здравоохранения, образования, социальной сферы.
Принятые нами меры позволили успешно решить все вопросы, связанные с наполнением бюджета. По итогам года мы смогли даже нарастить собственные доходы на 2-3%. Законы, принятые Петербургом еще в конце прошлого года, позволили стимулировать городские предприятия к созданию высокооплачиваемых рабочих мест, отказу от "серых" схем в заработной плате. Рост по доходам физических лиц составил 11% по сравнению с 2014 годом, это один из самых высоких результатов в России. Важную роль здесь сыграло выполнение Петербургом майских указов президента РФ.
Некоторые политики, предлагавшие нам альтернативные бюджеты, говорят, что экономика города упала на 20%. Это неправда. Не знаю, откуда они берут такие цифры. Даже если взять самую сложную тему, индекс промышленного производства, то его снижение колебалось в районе 8-9%. Причем под конец года ИПП показал положительную динамику. Несмотря на все проблемы, в Петербурге в этом году открылись десять новых крупных предприятий. В будущем году откроем как минимум еще столько же. Благодаря росту фармкластера особая экономическая зона Санкт-Петербурга только за третий квартал перечислила в бюджет порядка 1 млрд рублей. А до этого за пять лет в сумме было около 4,5 млрд.
Надо быть откровенным, есть и сложности. Платежеспособность населения снижается, покупательная способность тоже с учетом падения курса рубля. Но я бы не стал драматизировать ситуацию. Когда наступает настоящий кризис, не растут зарплаты, идет резкий рост безработицы. У нас сегодня уровень безработицы – один из самых низких в стране, по методике Международной организации труда за 11 месяцев он составил 2,1%. Число работников в организациях города за этот период даже на полпроцента увеличилось по сравнению 2014 годом. Сейчас в банке вакансий около 55-57 тысяч предложений.
Характерным показателем также является ситуация с арендой офисно-деловых помещений. Отмечается сокращение свободных площадей, особенно среди бизнес-центров класса "А". По данным независимых экспертов, доля свободных офисных площадей в Петербурге по итогам трех кварталов снизилась до 12%. Конечно, в этом нам помогает "Газпром", который постепенно переводит к нам свои мощности. Но и в целом спрос на деловую недвижимость увеличился. Сектор IT вышел на второе место по объемам аренды офисов в Петербурге. Даже компания-разработчик федеральной информационной системы ГИС "Промышленность" теперь прописалась в Петербурге. К концу года в городе даже подросли ставки аренды офисной недвижимости, хотя обычно в кризис они падают. Так что, в целом, ситуация не катастрофическая, хотя и сложная.
Как ведут себя иностранные инвесторы на фоне экономических и политических сложностей?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Мы не видим спада интереса со стороны зарубежных инвесторов. Активность тех, кто уже работает в России, даже повысилась. Цена на землю и на недвижимость, тарифные ставки, стоимость рабочей силы – все это у нас гораздо ниже, чем в Европе. В России сегодня снова открылось "окно возможностей". Особенно в Петербурге, с учетом льгот, принятых нами в 2015 году для стратегических инвесторов.
Я надеюсь, что объем инвестиций в основной капитал нам удастся сохранить на уровне 2014 года. Статистика показывает: первый квартал город прошел весьма неплохо, даже был рост порядка 5%. Во втором квартале мы весьма серьезно опустились вниз, до уровня 90%. По итогам трех кварталов получили 97,5% от того, что было в 2014 году. Но тут надо помнить, что в 2014-м инвестиции на протяжении первых трех кварталов росли очень прилично и были на уровне 125%. И только из-за слабого четвертого квартала 2014-й год закончился с результатом порядка 102%. Сейчас динамика несколько иная, и я думаю, что в итоге мы выйдем на тот уровень, который был в прошлом году.
За год мы на инвестиционном совете одобрили 18 проектов на сумму около 154 млрд рублей. В будущем году стартует проект компании "Моргал Инвестментс" по комплексному освоению территории стоимостью 102 млрд рублей недалеко от "Пулково". Ожидается начало строительства конгрессно-выставочного центра "Дружба" с участием наших китайских партнеров – компании "Хуа Бао". Финская Fazer планирует в следующем году начать строительство нового производства кондитерских и хлебо-булочных изделий с инвестициями около $200 млн.
Запланирован ввод сразу 7 новых производств медицинского и фармацевтического кластера. Это компании "ГЕРОФАРМ" (первая очередь производства инсулиновых препаратов для инъекций), "Инмед" (композиционные нетканые материалы на основе биополимеров), "Медпрофит" (инновационные изделия для лечения кардиологических заболеваний, "АрСиАй Синтез" (противоопухолевые препараты), "Цитомед" (вторая очередь производства оригинальных препаратов и технологий получения собственных оригинальных молекул), "Гем-Стандарт" (инновационные препараты из плазмы крови человека на основе нанотехнологий) и "Норд Плас" (разработка и производство животного белка, желатина и широкого ассортимента пищевых ингредиентов).
Среди иностранных инвесторов лидерами по-прежнему являются Китай и Нидерланды?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: По-прежнему Китай является основным партнером Санкт-Петербурга, в том числе по внешнеторговому обороту. Кстати, по обороту внешней торговли в этом году в тройку лидеров у нас ворвались Соединенные Штаты Америки. Они активно отговаривают Европу с нами "дружить" и торговать, а тем временем сами успешно вошли на рынок. США у нас потеснили Финляндию по объемам торгового оборота. Второе место занимает Германия.
Как сказалось на экономике Петербурга обострение отношений с Турцией?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: По итогам 9 месяцев этого года мы экспортировали в Турцию продукцию на $257 млн, импортировали – примерно на $222 млн. Это существенные суммы. И у нас турецкий бизнес присутствует в городе, например, участвует в строительстве Западного скоростного диаметра и "Лахта центра".
Понятно, что в ущерб себе каких-то мер город принимать не должен. Тем не менее, в перспективе у турецких фирм могут возникать проблемы с участием в экономических проектах. К турецкому бизнесу будет приковано пристальное внимание. Но там, где это вредит городской экономике, мы должны принимать взвешенные решения. Поэтому мы активно работали с таможенными органами, чтобы решить проблему поставки комплектующих из Турции для нашей промышленности. Сейчас все эти заводы работают, проблем нет. До конца января мы продолжим ежедневно мониторить ситуацию совместно с Федеральной таможенной службой. А в перспективе будем переориентироваться на импортозамещение. Мы серьезно этим занимаемся, чтобы не только уйти от зависимости, но и продвинуться на зарубежных рынках, предложив новую продукцию.
А в целом в автопроме какая ситуация? Есть ли по-прежнему интерес у "Даймлера"? Планирует ли "Джи Эм" продавать площадку или вернуться к производству?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Автопром в целом сократил производство где-то на 15%. По большому счету, это не смертельно. Спад объясняется просто: за последние пять лет наш автопром, а петербургские заводы – это 25% рынка, удовлетворил накопившийся спрос. Но принято считать, что через 3-5 лет машину надо менять. Поэтому в 2016-2017 году люди начнут задумываться о смене транспорта. Так что перспективы неплохие.
"Джи Эм" закрыл производство, но пока они отказывают интересантам в продаже своего завода. Не исключаю, что ждут, как дальше будет развиваться ситуация, какова будет конъюнктура рынка, и, возможно, возобновят свое производство. Мы в принципе смотрим на это спокойно.
Переговоры с "Даймлером" ведутся, они пока не отказались от идеи разместить производство в Санкт-Петербурге. Детали раскрывать пока не хочу, но мы советовали им посмотреть площадку "Джи Эм". По крайней мере, переговоры продолжаются. Мы им честно говорим, что в нашей ситуации не интересно сборочное производство, нам интересен уровень локализации не менее 30-35%. И особенных преференций, на которые город мог расщедриться 10 или даже 5 лет назад, мы тоже не собираемся предоставлять. Приятно иметь такого партнера, но не в ущерб городу, где уже сложился автомобильный кластер. Это чистая экономика, без каких-либо политических моментов.
"Ниссану" власти как-то намерены помогать? Они заявили о сокращении рабочих, но при этом намерены собирать новую марку.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Мы в целом автокластеру стараемся помогать, и у нас получается. Весной обращались в Правительство РФ с просьбой сохранить до конца 2015 года и продлить в 2016 году меры государственной поддержки автопроизводителей в рамках федеральных программ. По решению Правительства, в ноябре 2015 года из федерального бюджета дополнительно на поддержку автопрома выделено почти 5 млрд рублей. Еще один миллиард выделен на программу льготного лизинга автотранспортных средств.
Что касается "Ниссана", то они заявили о возможном сокращении 300 человек. При этом они рассматривают вариант запуска новой модели, пока не знаю, какой. Для этого потребуется порядка 100 рабочих мест. Как и в случае с "Джи Эм", город готов помогать людям найти работу. Это квалифицированные специалисты, проблем с трудоустройством у них не будет.
Что происходит с проектом "Аэроэкспресс"? Как будут потрачены выделенные федеральным центром в виде кредита 10 млрд руб.?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Во многом благодаря поддержке Валентины Матвиенко и позиции руководства страны Петербургу выделен бюджетный кредит под 1,5% годовых в размере 10 млрд руб. Этих денег не хватит на реализацию "Аэроэкспресса", сам проект подороже. Мы ведем переговоры с РЖД, компанией, которая занимается этими перевозками, и нашими инвесторами, в том числе группой "ЛСР", чтобы собрать блок соинвесторов. Как я уже говорил, этот проект нужен не столько для ЧМ-2018, а в принципе для развития города. Вопрос состоит еще в том, откуда его пустить. Прорабатываем два варианта: с Балтийского или Витебского вокзала. В начале 2016 года примем окончательное решение.
Кредитные средства пойдут на строительство транспортно-пересадочного узла в Петербурге, необходимой инфраструктуры в Пулково, а также развязок с существующими автомобильными и железнодорожными магистралями. Общая стоимость проекта оценивается в 16-18 млрд руб.
К сожалению, не обойти тяжелую тему для города – это авиакатастрофа в Египте. Какие идеи по созданию памятника обсуждаются?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Идея абсолютно правильная. Это жуткая трагедия для всего города, никто равнодушным не остался. Координатором обсуждения темы является общественная организация "Прерванный полет", созданная родственниками погибших в авиакатастрофе под Донецком. Памятник жертвам катастрофы над Синаем необходим, чтобы родственникам было куда прийти.
Но при этом время сейчас нам диктует и еще одно решение. Считаю, нам надо подумать и где-то в удобном для всех и доступном месте, ближе к центру города, поставить памятный знак всем жертвам катастроф, стихийных бедствий, террористических актов. Будем еще обсуждать. Но в городе должен быть мемориал, куда можно прийти и поклониться памяти жертв терактов, катастроф и техногенных аварий. Там же можно будет проводить все траурные и памятные мероприятия.
Будет конкурс на создание памятника?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Когда определимся по месту, проведем конкурс. Памятник всем погибшим, возможно, будет создаваться не только за счет пожертвований, но и в той или иной форме с участием городского бюджета.
Возвращаясь к ЧМ-2018, насколько сейчас оценивается готовность Петербурга? Что нужно сделать по тренировочным базам? Когда будет запущен проект по строительству гостиниц эконом-класса?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Как и все, что мы делаем, новые льготы на строительство гостиниц мы предоставляем, потому что это нужно для развития Петербурга, мы их не увязываем исключительно с ЧМ-2018. В городе порядка 30 тысяч номеров, что почти вдвое превышает потребности чемпионата. Просто нам немного не хватает гостиниц класса "три звезды". Сейчас главное – пройти классификацию до 1 июля 2016 года. На сегодняшний день классифицировано 34 гостиницы более чем на 4 000 номеров.
Что касается тренировочных баз, то к нам регулярно приезжают представители FIFA, никаких претензий по сроку подготовки и качеству они не предъявляли. Места определены, работа ведется, и у меня нет никаких сомнений, что к весне 2017 года мы их запустим.
По стадиону тоже уже 80% работ завершено. Представителей FIFA здесь тоже все устраивает.
Какая ситуация с фан-зоной?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: По фан-зоне с прежним руководством FIFA мы не договорились. У них есть настойчивое желание организовать ее на Дворцовой площади. Мы, конечно, любим футбол, но живем не им одним. К нам приезжают не только футбольные туристы, им и жителям нашего города тоже хочется побывать на Дворцовой площади, сходить в Эрмитаж. Да Дворцовая и не предназначена для выполнения такой функции как фан-зона с большими экранами для трансляций и прохладительными напитками. Мы предложили альтернативные варианты: парк 300-летия, площадь перед СКК и сам СКК в том числе, стрелку Васильевского острова, "Ленэкспо".
Мы понимаем, что есть обязательные международные требование к проведению чемпионата мира. Но это ни в коем случае не должно быть в ущерб интересам жителей нашего города и гостей Петербурга. Будем работать с организаторами и разъяснять свою позицию.
На период Чемпионата мира по футболу стадион будет называться "Санкт-Петербург". После чемпионата название сохранится?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Стадион "Санкт-Петербург" звучит мощно. Хотя, мне кажется, что его можно было бы назвать и по месту – "Крестовский". Прецеденты, когда названия арен привязаны к местности, есть и в мировой практике – "Уэмбли", "Берси", "Маракана".
Есть предложения и идеи назвать стадион в честь какого-либо выдающегося футболиста, прославившего команду и город. У нас таких личностей было немало. Это и Павел Федорович Садырин – тренер нашего "Зенита", который вывел его впервые в чемпионы. Это игроки, которые прославили и "Зенит", и Ленинград, и Петербург, играли в сборной.
Мне кажется, что здесь торопиться не надо. Нужно подумать и, может быть, жителей города спросить – провести массовый опрос. Причем необязательно это делать до чемпионата мира, можно и после.
Может ли название стадиона быть связано с тем, кто будет им управлять?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Если честно, как болельщик "Зенита", я был бы не против, чтобы стадион назвали "Зенит-арена". Красиво звучит. Но с учетом того, что стадион уникальный не только в нашей стране, но и по меркам северной Европы, наверно, есть смысл спросить горожан. И выбрать самое оптимальное решение, которое всех устроит.
Когда будет выбрана управляющая компания для стадиона?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: С начала 2016 года планируем соответствующую работу провести и оформить документы.
Это будет "Зенит"?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Логично передать стадион "Зениту". Вы знаете, что есть такие предложения. Мы прикидывали, что на его обслуживание понадобится, как минимум, примерно миллиард рублей в год. Из бюджета эти деньги тратить большого желания нет. Проще передать стадион в управление. Но при оформлении соответствующего договора предусмотреть возможность для города проводить там без затрат свои мероприятия. Спортивные, культурно-массовые, общественные. То есть город будет максимально извлекать для себя из этого стадиона пользу, а всем остальным займется управляющая компания. Здесь я особых проблем не вижу.
Какова судьба реализации проекта реставрации и преобразования Апраксина двора?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: История у проекта действительно длительная. Идея гармонично вписать Апраксин двор в общественно-культурное и деловое пространство Петербурга никуда не ушла. Главная сложность заключается в том, что там огромное количество собственников. Мы работу над проектом продолжаем.
Пока мы рассматриваем обе концепции: как разработанную "Студией 44", так и вариант, предложенный Архитектурным бюро Тимура Башкаева. Параллельно ведется оптимизация финансовой модели проекта. С начала следующего года планируем запустить в работу управляющую компанию, которая будет принадлежать городу на 100%. Задачи этой компании – всех собственников объединить за столом переговоров и подключить к решению проблемы. Потому что городу в любом случае придется вкладываться в инженерию и в реставрацию, поскольку там есть объекты культурного наследия. Но мы хотим, чтобы собственники тоже вносили свои средства в ту же реставрацию объектов. Серьезные вложения придется делать. Но это центр города, и мы этим обязательно будем этим проектом заниматься.
Есть также инвестиционный проект в "Пулково-2". Уже нашелся инвестор?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Strategy Partners Group разработала концепцию, которая подразумевает создание на этой территории центра международной торговли. Там будут располагаться конгрессно-выставочные, офисные и торгово-складские площадки. Мы эту концепцию рассматриваем, она на стадии подготовки предпроекта. Инвестором может стать как раз та компания, которая эту концепцию предложила.
В 2015 году туристический поток в Петербург вырос. Значит ли это, что изменилась туристическая привлекательность города? Как город будет в будущем привлекать туристов?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Наш город уникальный, и он остается привлекательным уже 300 лет. Я уверен, что так будет и дальше. Мы ожидаем, что в этом году наш город посетит 6,5 миллионов туристов. Это в принципе рекорд. Причем на фоне падения числа иностранных гостей. Но мы перекрыли это сокращение за счет роста внутреннего туризма. Существенно вырос поток туристов из Китая, примерно в полтора раза. Мы в течение трех последних лет проводили серьезную работу по продвижению Санкт-Петербурга на этот рынок, разработали специальные маршруты. И сегодня видим результаты.
Какой турпоток ожидается в следующем году?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Мы надеемся, не ниже, чем в этом году. Помимо познавательного туризма мы все больше развиваем событийный и деловой туризм. Например, летом следующего года мы планируем провести грандиозный концерт на Стрелке Васильевского острова под условным названием "Музыка на Неве". Я думаю, он привлечет немало туристов. В ноябре планируем провести ресторанную неделю. Город выиграл несколько заявок на крупные конгрессы: у нас пройдут Конференция европейской ассоциации учителей истории, Конгресс международной ассоциации добровольческих организаций. В этом году мы с успехом провели Всемирный конгресс по ландшафтной архитектуре, и его участники были восхищены Петербургом. То есть город попал в поле зрения организаторов крупных симпозиумов, люди к нам едут и проявляют интерес к новым мероприятиям выского уровня. Ну и, конечно, сказывается влияние традиционных ежегодных петербургских форумов: экономического, культурного, юридического.
Мы с оптимизмом смотрим и на перспективы развития внутреннего туризма. Здорово, что соотечественники опять поехали к нам. Я считаю, что любой россиянин должен хотя бы раз в жизни обязательно побывать в Москве, Петербурге, на Байкале, на Дальнем Востоке и на Урале.
Власти города рассматривают возможность введения туристического сбора? Это общемировая практика, особенно для городов, которые входят в список ЮНЕСКО.
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Мы регулярно этот вопрос обсуждаем, но решили пока воздержаться с учетом экономической ситуации. А дальше посмотрим. Если почувствуем, что город получит эффект, причем не сиюминутный, а на перспективу, то не исключаю, что когда-нибудь такое решение будет принято. Но сегодня, особенно по отношению к нашим согражданам, это было бы не совсем правильно. В 2016 году такой сбор точно вводиться не будет.
Появился ли инвестор у проекта строительства зоопарка?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Мы окончательно определились с местом: жители города высказались за Ржевку. Я тоже это решение поддерживаю. Но там часть земли принадлежит федералам, и сейчас мы ведем диалог с федеральным центром по поводу возможного использования этого участка под зоопарк. Я надеюсь, что в следующем году мы завершим переговоры по земле.
Могу сказать, что есть минимум два потенциальных инвестора, которые проявляют интерес к строительству зоопарка. Обе компании – российские. Вообще было бы неплохо за счет внебюджетных средств построить современный зоопарк с соответствующей инфраструктурой. Скорее всего, по схеме государственно-частного партнерства.
Как сейчас обстоят дела со строительством транспортного обхода центра, получится ли соблюсти сроки?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: С учетом экономических реалий вряд ли мы сможем выдержать заявленные ранее сроки. Работы продолжаются. Эта магистраль очень важна и для снижения нагрузки на наши памятники, и для удобства петербуржцев. Сейчас приводят в порядок Синопскую набережную, идёт строительство развязки с Обводным каналом. Там работал "Мостротрест 6", у них возникли определенные проблемы. Стройка приостанавливались. Но сегодня ситуация нормализована, и к началу 2017 года объект будет завершен.
Идея ТОЦ состоит в том, чтобы сделать по Обводному обход исторического центра. Может быть по южному и северному берегу сделают одностороннее движение. Мы хотим пройти тоннелями под всеми магистралями, в том числе под Московским проспектом, оборудовать перехватывающие парковки, параллельно вести работу по созданию новых пешеходных зон и развитию общественного транспорта в историческом центре, в том числе экологически чистого. Чтобы человек, решивший оставить автомобиль у новой магистрали, мог без проблем передвигаться по центру города.
Каким вы видите будущее "Ленэнерго", где недавно был назначен новый и.о. руководителя?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: У Санкт-Петербурга официально доля в "Ленэнерго" – 29%, но мы договорились, что город получит 6 мест в совете директоров из 13 человек. Представители города будут принимать решения в интересах Петербурга и его жителей. Это могут быть и чиновники, но зарплату они там получать не будут.
Консолидация даст как минимум порядка 20% экономии при объединении инвестиционных программ. Причем без потери качества, за счет исключения дублирующих мероприятий. Город планирует и в дальнейшем очень серьёзно влиять на инвестиционные планы по развитию сетей.
Вообще главная цель объединения – существенно повысить надежность электроснабжения Санкт-Петербурга. Кроме того, мы рассчитываем решить проблемы с затягиванием сроков подключения к электросетям новых домов и технологическим присоединением предприятий.
Какие у вас ожидания на 2016 год?
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко: Я не склонен преувеличивать наши будущие успехи. Но итоги 2015 года дают основания заглядывать в будущее с определенной долей скромного оптимизма. Это значит, что наши стартовые позиции в 2016 году будут несколько лучше, чем мы ожидали. Кстати, хочу отметить, что по состоянию на 1 января 2016 года государственный долг Санкт-Петербурга опять будет одним из самых низких среди субъектов Федерации – порядка 3,65% от уровня фактических доходов. Это даже чуть меньше, чем было по состоянию на 1 января 2015 года (3,7%).
Мы рассчитываем, что наши программы по импортозамещению и развитию собственного производства, помогут еще больше повысить уровень диверсификации экономики Петербурга. Надеемся сохранить и ту динамику, которую нам удалось придать отношениям между властью и бизнесом в 2015 году. Поэтому задача на 2016 год – "подрастить" доходы бюджета на пару процентов.
Мы приложим все усилия, чтобы минимизировать дефицит бюджета. Будем стараться не занимать, а экономить. В рамках весенней корректировки бюджета еще раз тщательно проанализируем расходы с учетом экономических реалий. Весной 2015 года мы с помощью ГАТИ выяснили, кто точно сможет выполнить заявленный объем работ по АИП, а кто нет. И за счет этого сохранили для города порядка миллиарда рублей. В 2016 году пойдем еще дальше и откажемся от капитальных затрат, не включенных в адресную инвестиционную программу Петербурга. А объекты, запланированные в АИП, будем доводить до ума.