Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Николай Цискаридзе: даже не мечтал о том, чтобы работать в Петербурге

О разнице между петербургской и московской балетной школой, о стандартах образования, о сохранении традиций и перспективах развития Академии русского балета им. А.Я. Вагановой рассказал ее ректор, народный артист России Николай Цискаридзе. Сегодня исполнилось ровно 2 года, как он возглавляет это учебное заведение.

О разнице между петербургской и московской балетной школой, о стандартах образования, о сохранении традиций и перспективах развития Академии русского балета им. А.Я. Вагановой рассказал ее ректор, народный артист России Николай Цискаридзе. Сегодня исполнилось ровно 2 года, как он возглавляет это учебное заведение.

В ознаменование этой важной для Академии и балета в целом даты, Николай Цискаридзе дал пресс-конференцию, на которой признался, что впервые в жизни выступает в роли единоличного спикера. И что подводить какие-либо итоги работы еще рано. "Это может сделать только время", - конкретизировал он.

По словам Цискаридзе, он никогда не думал и даже не мечтал о том, чтобы работать в Петербурге, хотя выступал здесь многократно. И даже припомнил случай, как после спектакля в Мариинском театре, когда ему устроили овации, сидящий рядом с его знакомой человек ни разу не ударил в ладоши. А на недоуменный вопрос женщины, которая спросила, почему он не аплодирует, может быть, потому, что ему не нравится?" Тот ответил: "Нравится, но он не наш. Аплодировать не буду".

По его мнению, противостояния двух балетных школ нет. Есть разница между сценой Мариинского и Большого театра. Об этом в своей книге написала Галина Уланова. Когда она приехала в Москву, ей пришлось пересматривать все свои роли, потому что кубатура здесь гораздо больше, и зритель сидит дальше.

На взгляд Николая Цискаридзе, руководить одним из главных балетных учреждений мира сложнее, чем театром, да и ответственность здесь, по его словам, "круче, чем где-либо". Однако конфликтов с педагогическим коллективом у него нет, и на должность ректора он был выбран после того, как проработал в качестве и.о. руководителя в течение года.

За это время ему удалось решить немало бытовых вопросов. Например, оснастить современной техникой каждый зал Академии. Постелить на пол ковры, которые при балетной специфике крайне необходимы будущим артистам, ведь они должны на них разминаться и отдыхать. Не забыл он и о духовном воспитании ребят. Николай Цискаридзе вспомнил: первое, что поразило его в Академии - это отсутствие на стенах здания портретов выдающихся деятелей балета, в том числе Константина Сергеева и Натальи Дудинской. "Эти люди отдали жизнь Академии. И я хотел, чтобы дети о них знали, чтобы на стенах была история заведения, ведь стены тоже формируют сознание", - отметил он.

Ректор подчеркнул, что работать ему приходится в сложных условиях. С одной стороны – это образовательные стандарты и права ребенка. С другой – специфика балетной профессии, для овладения которой нужно много заниматься и танцевать. Чтобы донести это до законодателей, ему даже приходилось выступать в Госдуме и, по словам мастера, кое-чего ему все же удалось добиться.

"Если кто-то из выпускников академии скажет, что меня учил Цискаридзе, это будет большая радость", - подытожил ректор Вагановки.

По мнению Николая Цискаридзе, цензуры как таковой быть не должно. Однако необходимо соблюдать элементарные нормы приличия. Он считает, что самое главное - это чтобы люди уважали сами себя, уважали свою родину. Дело в том, что если мы не будем себя любить, нас никто не будет уважать.