Игорь Албин: где дорога, там жизнь
В городе отметили День работников дорожного хозяйства. Как живет сегодня отрасль, с какими проблемами сталкивается и чем поможет городу в подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 г.? Эти и многие другие вопросы «ПД» задал вице-губернатору Санкт-Петербурга Игорю Албину, отвечающему за состояние городских дорог.
"Петербургский дневник": Вы помните, как в России появился День работников дорожного хозяйства?
Игорь Албин: Праздник мы начали отмечать с начала 2000‑х гг. Это был один из первых указов президента РФ Владимира Путина. Мне довелось участвовать в подготовке проекта документа, тогда в статусе заместителя руководителя Федеральной дорожной службы. Каждый рубль, который мы вкладываем в дороги, дает максимальный эффект национальной экономике. И конечно, дорожники заслуживают не только добрых слов, но и повышенного внимания со стороны властей, потому что где дорога, там жизнь. Я принимал участие в создании целого ряда объектов в Санкт-Петербурге: улично-дорожная сеть, Кольцевая автодорога, трасса «Скандинавия», обход Выборга в Ленинградской области и др. Это часть моей жизни. Можно сказать, что я давний петербургский дорожник…
Сейчас в городе достаточно объектов капитального строительства. Но на первом месте те, что необходимы для проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. В частности, наб. Макарова от ЗСД до перспективного моста в створе острова Серный. Конкурсные процедуры уже завершены. Какие вопросы еще предстоит решить, чтобы подрядчики смогли выйти на объекты? Ведь сроки строительства очень сжатые…
До конца октября я запланировал совещание с участием проектных, подрядных организаций и службы заказчика, планируем обсудить земельно-имущественные вопросы. Правительство Санкт-Петербурга приняло девять постановлений, в рамках которых мы изымаем 25 тыс. м2 площадей земельных участков, которые необходимы для строительства мостового перехода через остров Серный. Решаем эти вопросы, а в целом – мы сегодня в графике.
"Петербургский дневник": Подрядчики планируют работать круглосуточно? Будут ли применяться новые технологии, помогающие ускорить процесс?
Игорь Албин: Очень важно идти по пути внедрения новых технологий, проект создавался с учетом сжатых сроков и оптимизации строительства. Нам, конечно, хотелось бы выйти на круглосуточный режим работы, но есть еще вопросы комфортного проживания петербуржцев в зоне строительства и наш городской закон о тишине. Мы всегда стараемся находить баланс интересов и возможностей.
"Петербургский дневник": Чем в будущем помогут городу новые объекты?
Игорь Албин: Продолжение наб. Макарова от ЗСД до перспективного моста в створе острова Серный – это магистральная улица общегородского значения. С ее помощью мы решаем многие вопросы, в том числе улучшаем транспортную ситуацию на Васильевском острове. Жителям района будет более комфортно, потому что мы убираем транзитный транспорт. Повышается транспортная доступность нового стадиона, улучшаются коммуникации с пассажирским портом «Морской фасад», аэропортом Пулково и с местами базирования команд в пригородах Санкт-Петербурга.
"Петербургский дневник": Какой процент российских материалов сейчас используется в дорожной отрасли? И есть ли возможность полностью отказаться от импорта?
Игорь Албин: Преимущество отрасли в том, что здесь очень большой процент национальных товаров, работ и услуг. Задача импортозамещения поставлена президентом и губернатором. Если в проектах заложены решения, связанные с применением импортных материалов, технологий и оборудования, то они должны быть согласованы техническим советом, в составе которого работают узкопрофильные специалисты, общественные организации и депутаты, – такое правило сейчас работает. По пути импортозамещения мы идем уже около года. В тех блоках, которые я курирую как вице-губернатор Санкт-Петербурга, уровень импортозамещения превышает 95%.
Следующая задача – мы должны понимать, что наши технологии и наши товары, работы и услуги конкурентоспособны не только на внутренних рынках, но и за пределами России. Необходимо выходить на рынки зарубежья, хотя и такой положительный опыт у наших компаний уже есть. Ведь многие компании: «Пилон», «ВАД», «АБЗ-1», «Возрождение» – федерального уровня, дают самые высокие стандарты качества, работают в разных регионах страны и способны работать за рубежом.
"Петербургский дневник": Тем не менее в этом году стало известно о банкротстве двух крупных компаний – «Мостоотряд-19» и «Мостострой-6», они вели работы на многих городских объектах. Каковы их перспективы?
Игорь Албин: Всегда есть риск работы с большой многопрофильной компанией. Ситуация с «Мостоотрядом-19» для нас была печальна, потому что она работала на целом ряде объектов улично-дорожной сети, на «Зенит-Арене». Однако с «Инжтрансстроем» мы нашли общее решение, чтобы эти сложности не повлияли на график производства работ. Губернатором поставлена задача завершить общестроительные работы на стадионе 27 мая 2016 г., и мы приближаемся к этой цели. Потом 2 месяца на пусконаладку и ввод объекта в эксплуатацию.
«Мостострой-6» – это новая проблема. Здесь нам помог механизм банковских гарантий и понимание субподрядных организаций, которые частично выполняли работы на объектах. Мы сегодня в диалоге, работы возобновлены.
"Петербургский дневник": В городе подходит к концу сезонный ремонт дорог. Удовлетворены ли вы его качеством?
Игорь Албин: И да, и нет. В этом году за счет экономии по торгам, в среднем она составила 2‑6 % от стоимости контрактов, мы дополнительно включили в перечень ремонтов 25 улиц. Как показал опыт работы с дорожной лабораторией, идет повышенный износ верхнего слоя, образуется колейность. Это значит, что использовались некачественные материалы или было отступление от технологий. В моих планах – перейти от пятилетней к семилетней гарантии качества работ на улично-дорожной сети. Подрядчик, который выходит на объекты казны Санкт-Петербурга, должен понимать, что стандарты качества должны быть самыми высокими и он несет за это ответственность. Увеличить гарантийный период возможно через конкурсную документацию и государственный контракт.
"Петербургский дневник": Увеличение гарантийного срока поможет сэкономить на текущем ремонте?
Игорь Албин: Через требования по качеству мы увеличиваем межремонтный срок. За счет этого сможем ремонтировать больше объектов. Это взаимозависимые вещи. Сейчас в Санкт-Петербурге около 1 тыс. км дорог находится в ненормативном состоянии. В 2016 г. сократим этот показатель на 100 км. Это, конечно, мало, но есть финансовые ограничения: из 7 млрд рублей, запрошенных Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, пока согласовано только 2,9 млрд рублей. Бюджет на следующий год еще не принят, цифра прогнозная.
Но каждый рубль, предусмотренный на дороги, надо потратить эффективно, тогда получим большой эффект для экономики города и региона в целом.
В этом году контроль за текущим ремонтом дорог был усилен. Вместе со специалистами СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства» проведено более 125 обследований на 82 адресах.
После устранения замечаний принято 53 адреса, в настоящий момент ведется работа по 29 адресам, полностью сданы приемочным комиссиям 22 объекта.
График ремонта городских дорог, разработанный при участии Государственной административно-технической инспекции и Центра транспортного планирования, учитывал погодные условия, уровень загруженности улично-дорожной сети Санкт-Петербурга и работы, проводимые на инженерных коммуникациях.