Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Жителям Невского района грозит мутация?

Опасная почва обнаружена сотрудниками ГСУ СК РФ по СПб под ногами жителей Невского района. Какое вещество нанесло городу ущерб в 2 млрд рублей и как чувствуют себя петербуржцы неподалеку от зоны заражения? "ПД" отправился на прогулку по опасным лужайкам.

Опасная почва обнаружена сотрудниками ГСУ СК РФ по СПб под ногами жителей Невского района. Какое вещество нанесло городу ущерб в 2 млрд рублей и как чувствуют себя петербуржцы неподалеку от зоны заражения? "ПД" отправился на прогулку по опасным лужайкам.

Виновник опасности, нависшей над здоровьем жителей Невского района, – химическое вещество бензапирен. По данным ГСУ СК РФ по СПб, возбудившего уголовное дело, концентрация этого вещества на участке, прилегающем к автостоянке у дома 32 по ул. Кржижановского, превышена аж в 5 раз.

"С июля по октябрь 2014 г. неустановленное лицо допустило использование отходов неопределенного морфологического состава", – сообщили в ГСУ СК РФ по СПб. Почва отнесена к категории опасной. Ущерб для города – ни много ни мало 1,9 млрд рублей.

По первому же поисковому запросу становится ясно, что наше путешествие будет не из приятных. Бензапирен нежелателен для человека даже в малой концентрации, провоцирует развитие многих заболеваний, в том числе злокачественных опухолей. Но даже не это самое страшное.

"Он производит мутацию на генном уровне и влияет даже через поколения", – пояснил председатель МЭОО "Зеленый Фронт" Сергей Виноградов. Опасность могут представлять не только место обнаружения, но и почва в радиусе нескольких километров. Отправляемся на Кржижановского.

Не в курсе

Вопреки картинам, которые рисовало воображение, людей в защитных костюмах и предупреж­дающих знаков с черепами тут нет. Все, что нависло над ул. Кржижановского, – лишь томительное ожидание выходных. Идем по нечетной стороне в сторону увеличения номеров домов – здесь расположены несколько детских садов и школ, ближе к ул. Коллонтай – родильный дом. Во дворах – качели с малышней. Мамы ловят последние теплые лучи солнца – не будем пугать их вопросами о мутации. Переходим дорогу.

Четная сторона улицы сплошь отдана под стоянки и гаражи. По очереди будим каждого бдительного сторожа, все просыпаются. О соседстве с бензапиреновыми развалами не подозревают.

Основная зона заражения, судя по указанному ГСУ СК РФ по СПб адресу, – в створе ул. Коллонтай и Кржижановского, между гаражами и железнодорожными путями. Неподалеку отцветают бойкие кусты. Детским совочком насыпает землю в картонные коробки от кефира пожилая жительница Невского района. "Вот она, возмущенная активистка, намеревающаяся сдать образцы почвы на экспертизу", – думаем мы, направляясь к потенциальной единомышленнице.

"Вернулись с дачи, буду на подоконнике зелень для салатов выращивать, – поясняет Елена Федоровна, – вот земельку набираю, чтобы не покупать". Перспектива пятикратной дозы бензапирена в салате женщину не смущает. "Ой, в овощах нитраты, в почве химикаты… Да в городе вообще вредно жить!" – философски заявляет она и продолжает земельные изыскания.

Приближаемся к цели. Охранник гаражного кооператива заученно отвечает, что ни о чем не слышал и не знает. Издалека виднеются те самые кучи земли с опасными отходами. По ним скачет некогда белая собака, на боку которой зеленкой нарисован огромный крест. Почему‑то становится страшно.

Круговорот химикатов

"Предположительно на это место незаконно завозили землю со строек – с бывшей рекультивированной свалки и Зольной ул., где был отвал ТЭЦ", – рассказал Сергей Виноградов, курирующий ситуацию на Кржижановского около года. Вместе с "нехорошей" землей сюда на постоянное место жительства приехал содержащийся в ней бензапирен. Огромный ущерб можно объяснить затратами на устранение последствий.

"Во-первых, перед рекультивацией необходимо провести экспертизу – бурить скважины, смот­реть, на какую глубину прошло отравление. Вывоз сотен тысяч кубометров – огромные деньги, и Красный Бор такие вещества не примет, – полагает Сергей Виноградов. – В лучшем случае эти земли засыплют – уже будет менее опасно".

Год назад группа депутатов обратилась с жалобой к губернатору Санкт-Петербурга – тогда был установлен шлагбаум, организовано патрулирование местности. В Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности дать комментарий по опасному участку не смогли и порекомендовали обратиться в администрацию Невского района.

К интересу журналистов глава администрации Невского рай­она Константин Серов был готов: по его словам, этим вопросом в районе плотно занимаются не первый месяц. "Задержаны злодеи, которые нарушали благоустройство, мы уже подали в суд, чтобы привлечь к ответственности", – сказал он. Основная проблема: земля, примыкающая к ж/д путям за гаражами по ул. Кржижановского, передана в федеральное пользование – ОАО "РЖД", и именно они отвечают за ее правильное и экологичное использование. "Но мы постоянно настаиваем на том, чтобы зона была приведена в порядок или передана в распоряжение района – уже готов проект размещения там спортивной школы с мототреком", – подчеркнул Константин Серов. Кроме того, администрация района обратилась к городу с просьбой выделить на следующий год дополнительно 240 млн рублей – для ликвидации последствий свалок. Опасность для здоровья жителей района глава администрации также отрицает: "Никаких отходов там уже нет, силовые органы все контролируют. Еще разберемся, кто там что написал в экспертизе".

Напоследок мы заглядываем в уютные вагончики неподалеку от "зоны отчуждения". Справляемся о самочувствии жильцов: мужчина лет сорока с аккуратным бланшем под глазом чувствует себя действительно неважно, но причины называет иного рода – не связанные с заражением почвы. 

Усталая женщина в переднике ржавого цвета разводит руками: в одной из них – веник, в другой – сигарета в следах алой помады. "Что нас не убивает, то закаляет", – то ли в шутку, то ли всерьез изрекает она.