Как легко умереть от диет
Счастливые упитанные школьники и студенты заполонили аудитории. Среди них не видно ножек-спичек и прозрачных ручек. Анорексия? Нет, не слышали. Кажется, что это где‑то на Западе (где же еще). Однако в петербургские больницы поступают подростки с критическим весом 27‑30 кг. Когда диета переросла в смертельную болезнь?
"Надо худеть" – эхом звенит в голове тысяч подростков, женщин и даже мужчин. Кому не знакомы периоды диет и срывов? На город опускаются сумерки, и истерзанная жертва диет вступает в сомнительные отношения с группой пирожных. Утром – наказание за срыв: новый длительный отказ от еды, модные "водные" диеты. Важно не пропустить момент, когда отношения с пищей становятся болезненными, а место причитающих бабушек и сочувствующих подружек должен занять психиатр.
Когда бабушки бессильны
Обывателям, не знакомым с проблемой пищевых расстройств, может показаться, что анорексия – придурь истеричных подростков, которых легко откормить десятком эклеров. Специалисты же подчеркивают, что анорексия – тяжелое психическое заболевание. Проблему пищевых расстройств обсудили в Петербурге на конференции "Нервная анорексия в детском и подростковом возрасте". Среди главных причин специалисты выделили не пресловутую погоню за глянцевым идеалом – тощие модели на обложках сами по себе не в силах вызвать анорексию. Для перерастания диеты в болезнь нужны предпосылки – невротический склад личности, внушаемость, ранимость, перфекционизм.
"Все пациенты с подобными диагнозами "принесли" болезнь из семьи, – рассказала врач-психотерапевт СЗГМУ им. И.И. Мечникова Нина Александрова. – Это может быть критика со стороны отца, расстройство отношений родителей, когда они критикуют друг друга". Часто в семье боятся захвалить ребенка, превращая воспитание в спартанское. "Мог бы лучше", "недотянул" – эти слова рождают недовольство собой, особенно если сочетаются с комментариями по поводу внешности", – добавляет она. Навязчивое стремление скинуть вес перерастает в сверхценную идею. Подавляемый аппетит со временем отмирает.
Специалисты подчеркнули: несмотря на то что это не массовое явление, заболевание постоянно молодеет. "Одной из пациенток поставлен диагноз анорексии уже в 10 лет, в 16 она выглядела как ребенок, как следствие были атрофированы женские репродуктивные органы", – рассказала Нина Александрова. По ее словам, каждую неделю в Петербурге может выявляться новый случай заболевания, но не все родители относятся к этому серьезно.
"Мамы и папы говорят: ой, да она у нас прекрасно учится, увлекается фитнесом, и вообще хорошая, зачем же ей психиатр? – рассказывает Нина Александрова. – Так они пропускают решающий момент, когда проблему можно одолеть на ранней стадии".
Самим не справиться
В школах и на улицах больных анорексией действительно почти нет – часто потому, что на поздней стадии болезни они уже не могут ходить. По словам врача-психиатра Любови Бизиной, только в ЦВЛ "Детская психиатрия им. С.С. Мнухина" в год поступают 5‑6 пациентов с диагнозом "анорексия". Казалось бы, это не так много. "Но те подростки, которые поступают, весят около 30 кг и находятся в критическом состоянии". У каждого нормального человека может возникнуть вопрос – а куда смотрели родители?
"Это глобальная проблема. Они до последнего боятся попасть на учет "в психушку", либо считают, что это временно и пройдет само, тогда мы и видим печальный исход вплоть до летального", – говорит главный врач ГКДЦ "Ювента" профессор Павел Кротин.
Бесполезно говорить тающему на глазах подростку: "Посмотри на себя в зеркало! Кожа да кости!". "Вследствие психических изменений внутренним оком вместо этого они видят мифический жир", – подчеркнула Нина Александрова.
Родители могут распознать болезнь по резкому снижению веса, использованию слабительных, клизм, депрессии, слабости. В этот момент важно поддержать ребенка и вместе обратиться к терапевту.
В качестве профилактики любых пищевых отклонений специалисты рекомендуют не только отказаться от любой нездоровой критики в сторону ребенка, но и с первых дней его жизни не делать из еды культа.
"Не стоит закармливать, равно как и наказывать ограничением в пище, – рекомендует доцент кафедры психиатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова Игорь Добряков, – помимо анорексии и булимии набирает обороты и нервная орторексия – навязчивое стремление к "здоровому и правильному питанию", что также порой приводит к психозам". Еда для жизни, а не жизнь для еды – вот испытанная формула, которую специалисты рекомендуют не забывать.
Нервная анорексия – расстройство приема пищи, характеризующееся подавлением аппетита вплоть до его исчезновения, преднамеренным снижением веса. Для булимии характерны непреодолимая тяга к перееданию и вызывание рвоты.