Протоиерей Вадим Буренин: болезнь – это время посещения человека Богом
О том, для чего человеку даются тяжелые болезни, стоит ли обращаться к знахаркам и целительницам и как найти силы не отчаиваться, рассказывает протоиерей Вадим Буренин.
"Петербургский дневник": Отец Вадим, вы курируете много храмов и часовен, находящихся на территории больниц, диспансеров. Насколько они востребованы?
Протоиерей Вадим Буренин: Моя практика такова, что открытие храма, часовни, молитвенного помещения при медицинском учреждении проходит при личном участии главного врача в ответ на просьбу больных и их родственников. То есть это нужно людям. Очень важно, что Русская православная церковь предоставляет возможность человеку, находящемуся в сложной ситуации, помолиться, получить духовную помощь. К слову, заходят и люди в белых халатах, молятся и о себе, и своих пациентах.
"Петербургский дневник": Человеку с тяжелым заболеванием может прийти идея обратиться за исцелением к "бабкам", целителям, многие из которых, кстати, окружены православными иконами. Почему церковь этого не приемлет?
Протоиерей Вадим Буренин: Мракобесие царит жуткое. И даже некоторые врачи порой советуют людям обратиться к целителям. При онкоцентрах сложился большой бизнес всех этих целителей, экстрасенсов, спекулирующих на болезни, предлагающих всевозможные методы и средства. Если больной хочет избавиться от недуга любой ценой, то ему все равно, какой силой дается облегчение. Но это иллюзия исцеления, которая обязательно обернется рецидивом, и в нашем приходе, к сожалению, есть такие печальные примеры. Так, молодая женщина, у которой диагностировали рак молочной железы на начальной стадии, отказалась от операции. Муж потратил огромные деньги на услуги целителей, игнорируя врачей. Но когда они убедились, что болезнь прогрессирует, медицина уже помочь не могла. На смертном одре она раскаялась, соборовалась, причастилась и ушла с миром в душе.
Господь может дать облегчение, но он ждет, как изменит человек свою жизнь. И если никакого усилия человек не предпринимает, не прибегает к таинствам, не занимает душу Божией благодатью, то она снова захламляется, и, как в евангельской притче, бес возвращается в пустующую горницу (нашу душу) и берет с собой еще семь злейших. Так человек и мечется – то к Богу, то к дьяволу, не желая вести духовную жизнь.
"Петербургский дневник": Есть мнение, что болезнь дается человеку за грехи. Так ли это? Ведь многие старцы, святые к концу жизни тяжело болели.
Протоиерей Вадим Буренин: В документе "Основы социальной концепции РПЦ" сказано, что болезни становятся причиной страданий и смерти, но православный христианин призван положиться на волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Однозначный ответ на вопрос, за что посылается болезнь, дать сложно. Болезни могут иметь различный характер. Одни посылаются как вразумление, чтобы человек перестал грешить, другие – как предохранение от еще не совершенного зла. А людям праведным, например, святому праведному Иову Многострадальному, – как испытание силы веры и принесение награды за несение креста болезни.
В Ветхом Завете болезнь действительно обычно рассматривалась как наказание за грехи. А в Новом Завете рассказывается, что Христос увидел слепого от рождения человека, и ученики, естественно, спросили, кто согрешил – он или его родители. Христос ответил: "Ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нем". Причины разные, не всегда нам явные. Важно спрашивать: для чего? Церковь не предлагает чудодейственной таблетки, а призывает человека преобразиться, открыть душу Богу, позволить благодати жить в ней. Тогда зачастую болезнь отступает.
Но верующий уже не ставит исцеление единственной целью, он живет с Богом и в болезни, и в здравии. Есть множество примеров из жизни великих людей, благодатных старцев, которым Господь давал болезнь, и они переносили ее смиренно. Болезнь не мешала им достигать духовного совершенства. По учению святых отцов, болезнь – это время посещения человека Богом. По личному опыту могу сказать, что она смиряет и умягчает душу. Иногда отнимаются все силы, чтобы остепенить человека.
"Петербургский дневник": Есть так называемые профильные святые, помогающие при различных заболеваниях. Действительно ли надо молиться кому‑то из них?
Протоиерей Вадим Буренин: К сожалению, процветает чисто потребительское отношение к святыне. Человек купил свечку, поставил ее перед иконой определенного святого и ждет результат. Ни о каком внутреннем преображении и труде речи нет.
Доходит до того, что, приходя в храм, спрашивают, кому поставить свечку. Действительно, к некоторым святым принято обращаться во время болезни, так как при жизни они имели опыт помощи недужным.
Так, с древности принято молиться святому великомученику и целителю Пантелеимону. При жизни он был искусным врачом, совсем юным (на иконах он изображается без усов и бороды). И после мученической кончины люди ощущали его благодатную помощь в ответ на свои молитвы, потому и повелось обращаться к нему в болезни.
Но и святой Пантелеимон творил чудеса Божией силой, и теперь он лишь ходатай за нас пред Богом, так же как и другие люди, достигшие святости. Потому молиться определенным святым можно, лишь бы это шло от сердца, искренне, сокрушенно, тогда Господь нас услышит.
"Петербургский дневник": Есть ли на вашей памяти чудеса исцеления? И почему у кого‑то они бывают, а кто‑то не может вырваться из болезни?
Протоиерей Вадим Буренин: Да, есть. Один раз меня пригласили в Елизаветинскую больницу. Человек выжил после аварии, потерял треть головы, перенес операцию. Я в палате. Передо мной человек в бессознательном состоянии. Вокруг врачи, медсестры, родственники. Просят помолиться. Служу молебен о болящем, молясь ко Господу и Божией Матери. После молебна помазываю больного освященным маслом, окропляю святой водой. В этот момент глаза человека приоткрываются и он шевелит губами, пытаясь говорить. Мы увидели, как Господь явно вернул человека к жизни. В часовне на Каменном острове, рядом с храмом, лежит журнал, куда люди записывают случаи благодатной помощи в болезни.
Но чудеса необязательно должны приводить к исцелению. Я ранее упомянул женщину, пострадавшую от целителей. Так вот, чудом я считаю то, что умерла она мирно, ожидая встречи с Богом.
Почему исцеления происходят не со всеми? В каждом случае по‑разному. Порой от неверия, упорного маловерия, иногда просто от лености и нерадения о себе, нежелания куда‑то ехать, тратить время и вообще понуждать себя к чему‑то. Мешает гордость, излишнее упование на достижения разума, силу лекарств, на знакомство с врачами, на силу денег. А вообще все в руках Божиих. Мы же должны стремиться жить по его заповедям.