Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Учитель Иван Меньшиков: очень большой кредит доверия я получил именно от детей

Недавно состоялось на­граждение победителей XXIII конкурса "Лидеры образования Санкт-Петербурга". Лауреатов смотра педагогических достижений поздравили губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. Среди победителей – наш собеседник учитель математики ГБОУ №489 Иван Меньшиков.

Недавно состоялось на­граждение победителей XXIII конкурса "Лидеры образования Санкт-Петербурга". Лауреатов смотра педагогических достижений поздравили губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. Среди победителей – наш собеседник учитель математики ГБОУ №489 Иван Меньшиков.

Из характеристики И. Меньшикова: "Родители и учащиеся ценят в Меньшикове высокую культуру, интеллигентность, присущую истинному петербуржцу. В коллективе он поддерживает ровные дружеские отношения с коллегами. Пользуется авторитетом".

"Петербургский дневник": Иван Андреевич, вы в школе работает совсем недавно. И уже стали победителем XXIII конкурса "Лидеры образования Санкт-Петербурга". Как решились участвовать? Ведь не секрет, что это колоссальное напряжение и в некотором смысле серьезный стресс.

Иван Меньшиков: Было сложно, но очень интересно. Это был очень захватывающий процесс, поэтому я даже не чувствовал приложенных усилий. И только потом, когда все уже осталось позади и появилась возможность вздохнуть с облегчением, наступила некоторая усталость.

Сам конкурс, который проходил сначала на районном уровне, был очень насыщенный. Нужно было проводить открытые уроки, поднимать проблемы в современном образовании, показывать собственные решения и инициативы. Поэтому я считаю, что всем начинающим учителям было бы полезно хотя бы поучаствовать в таком конкурсе. В любом случае это очень ценный опыт, который потом можно использовать в своей­ работе в школе.

"Петербургский дневник": И что удалось взять на вооружение?

Иван Меньшиков: Конкурс прежде всего дает широту мышления. Потому что, когда человек идет в школу, он, работая в одном коллективе и с одними и теми же классами, невольно замыкается. И совсем другое дело, когда есть возможность пообщаться с другими педагогами, причем с самыми лучшими и заслуженными.

Вспоминаю, как однажды Игорь Альбертович Карачевцев (директор гимназии №166, человек, которым я восхищаюсь) начал открытый урок по общество­знанию на тему свободы с того, что попросил у ребят разрешения снять галстук. Он сказал, что для него возможность прос­то снять галстук – это та свобода, которой порой так не хватает.

И на детей, и на меня такое вступ­ление произвело сильное впечатление и очень расположило к себе, однако мне сложно сформулировать, что именно так зацепило.

Вот и во время конкурса я много раз, раскрыв рот, слушал и удивлялся, как же я сам до этого не додумался? Хотя всегда предлагаемые решения были просты и изящны, причем не связаны с внедрением каких‑то сверхсложных технологий. И сейчас многие вещи я использую в своей ежедневной работе.

"Петербургский дневник": А чем вы сами удивляли жюри?

Иван Меньшиков: Я выдвинул на конкурс работу "Проблемы формирования инженерного мышления у школьников". Я пытался рассказать слушателям о теории Генриха Альтшуллера "ТРИЗ" (теория решения изобретательских задач), которая была разработана еще в Советском Союзе. Мне кажется, это и есть тот способ, которым можно научить детей азам инженерного мышления, воспитать целое поколение талантливых инженеров. В России, у нас в Петербурге есть кружки ТРИЗ, но совершенно не в том масштабе, который сейчас требуется. И я искренне верю, что, узнай о ней больше, многие ребята посвятили бы этой профессии свою жизнь.

"Петербургский дневник": Почему вы, молодой и перспективный специалист, закончив химический факультет СПбГУ, не выбрали преподавательскую работу в вузе или в какой‑нибудь компании? Почему именно школа?

Иван Меньшиков: Мне очень нравилась химия, и я всегда хотел учиться в Большом университете. Лишь к курсу третьему я понял, что, это, наверное, не совсем мое. И связывать свою жизнь с лабораториями мне не хотелось. Поэтому параллельно с учебой в университете я стал искать для себя какие‑то другие возможности для реализации. Перепробовать мне удалось довольно много. Однако найти такую работу, которая, с одной стороны, была бы интересной, с другой – важной и значимой, не удавалось. Хотелось принести обществу пользу, а я не видел ее в тех местах, где работал. И тогда я пришел в школу и понял – это именно то, что искал, то, что мне нужно.
Правда, теперь появилась другая проблема – как справиться с теми обязанностями, с тем грузом ответственности, который на мне лежит. Но признаюсь, что такие проблемы мне нравится решать гораздо больше.

"Петербургский дневник": Когда вы появились в школе в первый раз, как вас встретили ребята?

Иван Меньшиков: Очень большой кредит доверия я получил именно от детей. Все они относились ко мне очень доброжелательно и всячески старались помочь, особенно на первых порах.

За прошедшие 2 года они уже выросли, их не узнать. Но главное, мы с ними хорошо понимаем друг друга. У них впереди очень сложные годы, когда им нужно будет окончить школу, определиться с выбором профессии и найти свое место в жизни. И мне очень хочется верить, что в это время я смогу быть рядом с ними и, может быть, что‑то им подсказать, помочь, тем более что для меня самого этот поиск был довольно непростым.

Кроме того что я веду уроки математики, мы с ребятами совершаем экскурсии, участвуем во всех школьных мероприятиях. Недавно, например, занимались благоустройством. Потом нас даже пригласили на праздник в этот сквер. Было приятно, что наш труд оценили. 

Дети теперь настроены очень серьезно и готовы работать с не меньшим энтузиазмом и на следующий год.

"Петербургский дневник": А как отнеслись к вашему появлению взрослые коллеги?

Иван Меньшиков: Когда я только пришел в школу, мне дали пятые классы и классное руководство. Поначалу было очень сложно. Но потом я понял, что многие работают с гораздо большей нагрузкой. И по мере появления опыта работать становилось все легче.

И, конечно, мне очень по­могли в 489-й школе. Директор Ольга Николаевна Калашникова, завуч Галина Алексеевна Нуянзина – прекрасные люди, с которыми работать молодому специалисту одно удовольствие. Они и помогут, и подскажут, и покритикуют к ­месту. Большое им за это спасибо.

В нашей школе вообще довольно большое количество молодых специалистов. Возможно, это связано с тем, что руководство положительно смотрит на "свежую кровь" в школе. А может, это тенденция времени. Ведь на конкурсе молодых специалистов соревнование было очень серьезным.

"Петербургский дневник": Некоторые потенциальные педагоги признаются, что от прихода в школу их удерживает скромная зарплата.

Иван Меньшиков: Есть такое распространенное мнение, что в школе получают копейки. По моему опыту, это совсем не так. Конечно, я действительно получаю меньше, чем в компании. Но это гораздо больше, чем я ожидал. Кроме того, с тех пор как я пришел в школу, моя зарплата значительно вырос­ла. Потому что у меня теперь первая категория, появляются бонусы и премии. Любая активность у нас очень поощряется, и это сказывается на зарплате.

"Петербургский дневник": После победы в городском конкурсе планируете ли участвовать во всероссийском? Каковы ваши планы?

Иван Меньшиков: Конечно, мне хотелось бы принять участие и во всероссийском конкурсе. Но это как получится: обучение в аспирантуре требует много времени. В любом случае останутся школа и педагогика, очень интересная, глубокая наука, в которой можно найти и сделать очень много.