В Петербурге найдены захоронения первых строителей
Петербургские археологи обнаружили уникальные захоронения первых строителей города.
Ценнейшие предметы, обнаруженные на Петроградской стороне сотрудниками отдела охранной археологии Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН, позволили специалистам точно описать первых строителей Северной столицы. Как оказалось, город на Неве возводили не пленные шведы, не финны и даже не каторжники, а обычные крестьяне из европейской части России. Результаты исследования историки и антропологи представили на заседании Ученого совета ИИМК РАН.
Могила строителей
Массовое захоронение на углу Кронверкской и Сытнинской ул. было найдено археологами в прошлом году. На этом участке планировалось новое строительство, а согласно охранному законодательству, если работы ведутся в исторической части города, застройщик обязан сначала провести археологические изыскания. Во время раскопок были обнаружены останки 253 человек, захороненные в одном могильнике. Ученым потребовался год, чтобы провести полноценные исследования, которые раскрыли новые подробности ранней истории Санкт-Петербурга.
Главной сенсацией стала возможность определить, кем были первые строители Санкт-Петербурга. Оказалось, город в основном возводили выходцы из европейских областей России – Северо-Запада и Поволжья. Как пояснил археолог Владимир Лапшин, антропологические методы позволили точно установить, откуда приехали люди.
"Это можно сделать по костям, форме черепа, у каждого народа есть свои различия, и каждый регион обладает своими антропологическими особенностями", – отметил он.
Среди захоронений первых строителей также оказались останки жителей северных районов России. Во время раскопок была найдена обувь из оленьей кожи своеобразной формы. По словам Лапшина, коллекция такой же обуви была в свое время обнаружена в районе первого русского заполярного города Мангазея. Ее носили русские переселенцы, которые многое позаимствовали у местных народов.
У ученых нет сомнений, что это останки именно строителей, а не представителей какой‑либо другой профессии. По словам заместителя директора ИИМК РАН Натальи Соловьевой, такие выводы позволяют сделать антропологические исследования. "У них был особенно развит плечевой пояс – это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не махали оружием. Поскольку Санкт-Петербург изначально застраивался деревянными зданиями, с большой долей уверенности можно сказать, что люди, которые обрабатывали дерево, были именно строителями", – пояснила ученый.
Молодежь и старики
Среди захороненных оказались только мужчины в возрасте до 20 и старше 40 лет. Как отметил антрополог Иван Широбоков, людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет почти нет, а это говорит о том, что крестьяне не были заинтересованы в этих работах и старались уклониться от них, посылая либо совсем молодых, либо представителей старшего поколения.
По словам Владимира Лапшина, на территории раскопок обнаружено только два индивидуальных захоронения в гробах. Такая находка означает, что у этих погибших были семьи в Санкт-Петербурге, которые могли позаботиться о телах родственников после смерти. Часть останков была просто завернута в рогожу, что свидетельствует о низком происхождении погибших и отсутствии родственников в городе. "Эти люди оставили свои семьи дома и приехали на строительные работы", – заметил археолог.
Во время строительства в городе могла возникнуть эпидемия, которая и привела к массовой гибели людей. Это объясняет, почему в одной могиле оказалось более 200 останков, лежащих в несколько рядов. "Исследование прижизненных травм показало, что эти люди не имели ни повреждений, полученных в бою, ни серьезных заболеваний, которые оставляют следы на костях. Возможно, они умерли от голода, холода или болезней, которые протекают скоро", – считает антрополог Иван Широбоков.
Культурные слои
Исследователи продолжают изучение найденных останков. Кроме того, в районе Сытнинской ул. были обнаружены деревянные постройки и сооружения XVIII‑XIX вв., фрагменты булыжного мощения XIX в., действующие водоотводные и инженерные коммуникации XIX‑XX вв., каменно-кирпичный фундамент здания лютеранской воскресной школы последней трети XIX в. Все эти находки дают представление о том, как развивался Петербург. На выставке, открытой к заседанию ученого совета, петербургские археологи представили монеты, нательные кресты, кожаную обувь, элементы оружия – сабли и мушкета, посуду и предметы быта. Все эти вещи также дают возможность изучать историю города.
Как отметил Владимир Лапшин, в Петербурге еще много мест, которые интересны археологам. Как правило, ученые "копают не там, где хочется, а там, где нужно". В основном исследования проводятся перед началом новых строительных работ, но и эти раскопки приносят немало сюрпризов. Ранее на Петроградской стороне в районе Большой Посадской ул. также было найдено место массового захоронения.
Дальнейшая судьба останков решается всегда индивидуально. Вопрос о находках на Сытнинской пока не решен.
В XIII в. места в районе Сытнинской ул. были известны как Козье болото – так в русских городах называли окраинные, нежилые районы. Здесь был пустырь, где совершались казни и публичные наказания. Позже этот участок был застроен.
Раскопки в районе Сытнинской ул. велись в 2014 г., однако тогда ученые не смогли дать точную информацию о найденных останках людей.