Иерей Владимир Гончаренко: Путиловскую церковь защищали сотни прихожан
Одним из храмов Северной столицы, сильнее всего пострадавших в годы советских гонений и во время Великой Отечественной войны, является Путиловская церковь. О необычной местной традиции появления невест перед венчанием прямо из-под земли и первых шагах в восстановлении святыни рассказывает иерей Владимир Гончаренко.
"Петербургский дневник": Какие этапы пережила церковь за свою более чем столетнюю историю?
Иерей Владимир Гончаренко: Путиловская церковь святителя Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры известна многим петербуржцам, особенно тем, чья жизнь связана с одним из старейших и крупнейших предприятий города – Кировским (когда‑то Путиловским) заводом. В 1899 году началась подготовка к возведению каменного храма в память коронования императора Николая II – деньги на строительство собирали сами рабочие, и в 1906 году был освящен главный престол новой церкви Северной столицы.
Несмотря на репрессии, в 1922 году рабочие Путиловского завода оказали самое стойкое в Петрограде сопротивление большевистской политике изъятия церковных ценностей, защищая родной собор. Около 3 месяцев длилась осада. Верующие выстраивались живой цепью наперерез едущим грузовикам. Милиция производила аресты защитников храма каждый день. Многие отправились в ссылку, были расстреляны, умерли в тюрьмах от голода и болезней.
Надо сказать, что случай с Путиловской церковью – редкое явление: храм защищали не единицы, а сотни прихожан. Тем не менее храм все‑таки был закрыт, а здание переделано под дом просвещения при заводе. Над входом в храм повесили звезду, сбросили кресты и снесли купольно-шатровую надстройку. В 1927 году Владимир Маяковский прочитал здесь свою революционную поэму "Хорошо!", и начались печальные преобразования церкви: кинотеатр, автошкола, галантерейное предприятие. В 2006 году впервые после советских времен в храме была отслужена божественная литургия.
"Петербургский дневник": В следующем году храму исполняется 110 лет, каким он предстанет перед петербуржцами? Есть ли надежда на возрождение?
Иерей Владимир Гончаренко: На данный момент здание Путиловской церкви включено в адресную государственную программу по реставрации, уже выделены средства на предпроектную стадию, включающую исследование фундамента, составление документации. В этом году начнется изготовление самого проекта реставрации.
Нужно понимать, что работы предстоят масштабные. Здание храма сильно пострадало во время Великой Отечественной войны: внутри располагался опорный пункт, рядом – линия фронта, взрывная волна от разрывавшихся снарядов сказалась на состоянии стен и фундамента.
Первые шаги уже сделаны: после всех согласований на пожертвования прихожан и государственную субсидию отреставрирован церковный дом, куда мы к весне перенесем деятельность воскресной школы и библиотеку. До революции этот домик был специально предназначен для того, чтобы невеста после литургии перед венчанием привела себя в порядок, нарядилась, подготовилась и затем по подземному ходу перешла в храм. Погода в нашем городе зачастую прохладная, дождливая, и ход позволял девушке миновать невзгоды и не запачкать наряд, явившись перед женихом и гостями во всем великолепии.
Подземный путь есть и сегодня, но испытания временем он не прошел – полностью залит водой. Разумеется, мы надеемся и на его восстановление, и на возрождение этой необычной "подземной" традиции.
Мы надеемся и благодарны и за городскую помощь и финансирование, но также просим содействия и у всех верующих людей, которые имеют возможность помочь.
"Петербургский дневник": Несмотря ни на что, уже сегодня храм ведет очень активную социальную, духовную и образовательную жизнь.
Иерей Владимир Гончаренко: Безусловно. У нас проводятся ежедневные богослужения в 10 и 17 часов, есть воскресная школа для детей и для взрослых, секции иностранных языков и рукоделия, организуются паломнические поездки и детские праздники. Открыт духовно-просветительский центр. Естественно, совершаются и все церковные таинства. Стараемся активизировать духовную жизнь молодежи, у нас регулярно проводятся молебны о даровании супружества. Наш храм пока не в благолепном виде, но тем не менее он открыт для всех, кто нуждается в духовной помощи и совете.
"Петербургский дневник": Сейчас в городе возрождается довольно много церквей, в том числе благодаря государственному финансированию. Светский прагматичный подход – лучше бы построили больницы или просто отдали деньги нуждающимся.
Иерей Владимир Гончаренко: Во-первых, государство восстанавливает в основном только те храмы, в разрушении которых принимало непосредственное участие. Во-вторых, при восстановлении любого храма или дворца государственные деньги перечисляют не на счет храма или дворца, а на счет той организации, которая выиграет тендер на восстановление. Таким образом, выделяя деньги на возрождение памятников – а наш храм относится к памятникам, – государство обеспечивает нуждающихся в работе специалистов: архитекторов, реставраторов, строителей.
"Петербургский дневник": Как вспоминать о храме не только в минуты скорби, болезни, а действительно сделать это частью своей обычной жизни?
Иерей Владимир Гончаренко: Слава Богу, что люди вообще приходят в храм, когда бы они ни приходили. Как мы заботимся о теле, даем ему пищу, отдых, чтобы оно могло нам служить, так же и с душой. О ней надо помнить всегда и питать ее благодатью Божьей. Не только молиться дома, но и приходить в храм хотя бы в выходные, благодарить Бога за прошедшую неделю, просить благословения на предстоящую. Когда мы начнем это делать регулярно, по разумному плану, наша душа проснется и мы поставим нашу жизнь на правильные рельсы.