Аспирант придумал, как избавить Петербург от ДТП с мотоциклами
Победитель правительственного конкурса грантов аспирант СПбГАСУ Илья Брылев «пересчитал» скорость торможения мотоциклов. Его научная работа поможет судебным экспертам и страховщикам и снизит количество ДТП с участием мотоциклов.
Илья Брылев – один из 220 молодых аспирантов, завоевавших гранты правительства Санкт-Петербурга. В конкурсе грантов приняли участие студенты и аспиранты петербургских вузов. Размер премии для аспирантов составил 50 тыс. рублей, для студентов – 20 тыс. рублей.
Аварии на дорогах с участием мотоциклистов, к сожалению, не редкость. Но немногие знают, что сейчас при определении причины ДТП эксперты используют устаревшую базу тормозных характеристик мотоциклов 1960‑1980‑х гг. То есть в теории по современным магистралям продолжают курсировать двухколесные транспортные средства типа ИЖ или «Урал». На практике же – мотоциклы с более высокой мощностью и с совершенно иными тормозными и скоростными характеристиками.
По словам автора научной работы «Разработка методики расчета параметров перемещения двухколесных транспортных средств при реконструкции механизма ДТП» аспиранта Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) Ильи Брылева, недочеты в теории могут серьезно повлиять на определение истинных причин аварии. Ведь за последние десятилетия конструкции мотоциклов значительно усовершенствовались и остро назрела необходимость уточнения и формирования новой расчетной базы тормозных характеристик.
«На практике происходит «недорасчет» скорости движения мотоциклов до столкновения с автомобилем, – говорит Илья Брылев. – В среднем при расчете скорость движения мотоцикла до столкновения занижается на 10‑20 %. Эти показатели очень сильно влияют на выводы экспертизы. Допустим, в определенной ситуации признано, что водитель не имел технической возможности предотвратить столкновение. Но если мы используем новые значения полученных замедлений, времени нарастания замедления, времени срабатывания тормозного привода, а также учитываем наличие вспомогательных тормозных систем мотоциклов, мы получаем противоположный вывод».
И новичкам, и экспертам
Научное исследование характеристик современных мотоциклов проводилось на базе института дорожного движения СПбГАСУ в течение нескольких лет.
В экспериментах с различными марками мотоциклов молодые ученые использовали специальный прибор – деселерометр. Обычно его применяют при измерении эффективности тормозных систем грузовых и легковых автомобилей и даже трамваев. С помощью этого прибора исследователи получали на компьютере наглядную диаграмму торможения двухколесных транспортных средств.
В итоге молодые ученые выявили, что антиблокировочная система мотоцикла влияет на величину замедления, увеличивая ее в среднем на 10‑15 %. Соответственно, тормозной путь мотоцикла становится короче. Влияет также то, в каком положении тормозит мотоциклист, включена ли передача, или же торможение происходит на нейтральной передаче. Все эти факторы в совокупности завышают скорость мотоцикла до столкновения с автомобилем.
«Мы исследуем различные марки мотоциклов: «Хонда», «Сузуки», «Ямаха» и другие. Исследование, конечно, не закончено. Спектр моделей мотоциклов очень большой, и тормозные системы у них различные, поэтому каждый мотоцикл нужно рассматривать индивидуально. Сейчас мы пытаемся все это обобщить и сделать таблицу, в которой можно будет использовать поправочные коэффициенты с новыми значениями тормозных параметров для каждой марки и типа мотоцикла», – сказал Илья Брылев.
По словам аспиранта Ильи Брылева, закончить исследование планируется через год. После этого можно говорить о применении знаний на деле. Как подчеркивает Илья Брылев, практика использования результатов научного исследования велика: новая база тормозных характеристик пригодится при проведении судебно-медицинских экспертиз, в детальном исследовании страховых случаев. Кроме того, информация будет полезна для начинающих водителей, обучающихся в автошколах.