Юлия Титова: потраченные в магазинах "Спасибо" деньги идут на значимые дела
Юлия Титова, создательница первой в РФ сети благотворительных магазинов, рассказала, как в Петербурге зарождается социальное предпринимательство.
"ПД": Юля, как все начиналось?
Юлия Титова: 70 лет назад в Англии появилась система благотворительных магазинов. Это такой формат, когда одни люди приносят ненужные вещи, другие их покупают, а прибыль перечисляется в благотворительные фонды. Никто не рассчитывал, что идея будет такой успешной. Я познакомилась с этой системой в 2007 г. и впечатлилась. Это очень интересная форма сбора денег, при которой у тебя никто ничего не просит. Ты просто приходишь и покупаешь то, что тебе нравится. И не нужно думать ни о чьих страданиях. Просто наслаждаешься шопингом, а деньги твои идут на что-то значимое.
"ПД": Так, ты загорелась идеей. А что было дальше?
Юлия Титова: В 2009 г. я и три мои подруги только закончили университет. Первое время это было как хобби: мы все работали на других работах. Я – фотографом в студии. Было безумно тяжело. Но мы принципиально решили тогда, что искать и просить помощи от государства не будем: сделаем полностью независимый социально-предпринимательский проект. То есть когда социальные цели сочетаются с бизнес-форматом.
"ПД": И как вы социалку совмещали с бизнесом?
Юлия Титова: Очень просто. Люди нам приносят вещи, которые им не нужны. Мы сортируем их, 90% распределяются по благотворительным организациям и раздаются нуждающимся в нашем Центре приема и выдачи вещей, а остальное продаем в магазинах «Спасибо!». Прибыль от продажи после вычета всех статей расходов перечисляем на благотворительность. Всего за 4 года мы перечислили больше 3 млн рублей. А в мае 2014 г. мы перечислили в благотворительные организации 300 тыс. рублей. Хотя я бы хотела, чтобы эта сумма была больше: 300-500 тыс. в месяц и выше.
"ПД": Я так понимаю, что не все шло гладко за эти годы...
Юлия Титова: Конечно, после первого года мы поняли, что это должна быть не какая-то организация волонтеров, а организация, где люди делали бы действительно серьезные вещи и несли за это ответственность. В первый год зарплату у нас получал только продавец в магазине, а мы все были волонтерами. Потом поняли, что так дело дальше не пойдет, мы просто закроемся: ни у кого больше не оставалось сил работать в благотворительном магазине по ночам и снова идти на обычную работу утром. Я увлеклась бизнесом, стратегиями развития, и мы потихоньку стали перестраиваться. Отказались от работы с волонтерами и сделали весь процесс более системным и четким. Мы научились разделять социальную часть и бизнес. Моя логика проста: если есть деньги, можно реализовывать любые проекты. Именно поэтому у меня есть цель постоянно увеличивать оборот, потому что чем больше мы сможем выручить, тем больше пойдет на благотворительность.
"ПД": Ваши партнеры – благотворительные фонды и организации. Как вы их отбираете?
Юлия Титова: Мы не работаем адресно, а сотрудничаем только с организациями, которым доверяем. На волне становления, когда я была более идеалистически настроена, мы несколько раз столкнулись с черными историями. Стало понятно, что у нас не хватает ресурсов еще и проверять каждого, поэтому сейчас схема работы такова: мы зарабатываем деньги, передаем их профессиональным организациям, а они уже распределяют средства.
"ПД": Так сколько у вас магазинов?
Юлия Титова: Сейчас у сети «Спасибо!» в Петербурге есть три магазина: на Гороховой ул., в Ковенском пер. и на 8-й линии Васильевского острова. Работает один пункт приема и выдачи вещей. А начиная с этого года во многих местах Санкт-Петербурга стоят и нарядные контейнеры для сбора одежды. Сейчас их 15. Но, судя по активности, их число будет расти. Сейчас в месяц собираем примерно 17 т.
"ПД": Какие требования предъявляете к сдаваемым вещам?
Юлия Титова: Вещи должны быть чистыми и по сезону. То, что нельзя уже носить, мы предлагаем использовать как вторичное сырье, поэтому часть одежды уходит на переработку на регенерированное волокно –полезный продукт, из которого получаются матрасы, подушки и другие новые хорошие вещи.