Яндекс.Метрика
  • Наталья Алексютина

Евгений Мазяков: главное - не врать детям

В номинации «Педагогические надежды» конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга абсолютным победителем стал учитель информатики гимназии №24 им. И.А. Крылова Евгений Мазяков, у которого небольшой педагогичес­кий опыт. И тем значимее его лидерство среди лучших молодых специалистов города.

В номинации «Педагогические надежды» конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга абсолютным победителем стал учитель информатики гимназии №24 им. И.А. Крылова Евгений Мазяков, у которого небольшой педагогичес­кий опыт. И тем значимее его лидерство среди лучших молодых специалистов города.

"Петербургский дневник": Евгений, понятно, что сейчас, когда вы объявлены победителем в номинации «Педагогические надежды», все тревоги позади. А все-таки как далась вам эта победа?

Евгений Мазяков: Честно признаться, испытания были серьезными. Ведь участие в конкурсе – это огромная работа, мы начинали ее еще в феврале, а результаты стали известны только в мае. Поэтому элемент неожиданности победы, конечно, присутствовал. 

Не буду скрывать, что я очень  переживал и волновался, потому что выступать в Санкт-Петербурге и за Санкт-Петербург, оказаться в таком скоплении педагогических звезд с моим небольшим опытом работы и в таком возрасте (24 года. – Ред.) – это дорогого стоит. 

"Петербургский дневник": И каковы ваши впечатления от конкурса. Что было самым сложным? 

Евгений Мазяков: Любой конкурс – это, по сути, представление своего опыта. И, каким бы это ни казалось странным, самым сложным в моем случае стал открытый урок. 

Многие считают, что урок для учителя – это нечто привычное, не требующее усилий, но это не так. Урок – это всегда живой организм, и когда его проводишь в другой школе (а по условиям конкурса  его нужно проводить в незнакомой школе с незнакомыми детьми), всегда думаешь – а справишься ли? Как он пойдет, сможешь ли на нем продемонстрировать то, что хотел? Как тебя примут ребята? Так что урок можно назвать самым трудным этапом.

"Петербургский дневник": Почему ваш выбор пал на педагогическую специальность?

Евгений Мазяков: Выбор профессии для меня не случаен. Я являюсь учителем уже в третьем поколении. Мои мама и бабушка были учителями. По­этому при выборе вуза сомнений у меня не было. Мне нравится работать с детьми, я давно понял, что это мое и что я буду работать в школе. Возможно, это связано с тем, что, когда ты живешь в учительской среде, неосознанно впитываешь все. Эта среда как отпечаток на всю жизнь. Мне, например, часто говорят: в вас сразу виден учитель. 

"Петербургский дневник": Наверняка у вас есть воспоминания, связанные с детством и, может быть, даже предвещающие, что вы тоже станете учителем?

Евгений Мазяков: Я никогда не забуду, как мама приходила из школы, а я, еще будучи в детсадовском возрасте, неизменно подходил к ней и спрашивал, проверила ли она уже тетради своих учеников. Думаю, мне уже тогда хотелось окунуться в эту проверку. Очень хорошо помню, как разлиновывал самодельные журналы, придумывал учеников из игрушек, а порой и своих маленьких друзей рассаживал «за парты».

"Петербургский дневник": И как вам удалось сохранить свою мечту? Ведь еще совсем недавно профессия учителя была совсем не престижной. 

Евгений Мазяков: Конечно, был период, когда школа в какой-то момент стала непрестижной, несовременной, но я рад, что сегодня ситуация коренным образом меняется. Могу подтвердить это на собственном примере.

Молодые учителя вполне могут идти работать в школу и быть довольными и материальной сос­тавляющей, и творческой. Сего­дня в школе есть возможность для профессиональной и личностной реализации. Я не стесняюсь никому говорить, что работаю в школе учителем. 

"Петербургский дневник": Когда мама и бабушка узнали, что вы избрали педагогическую стезю, не попытались вас отговорить?

Евгений Мазяков: Ни в коем случае. Наоборот, мама очень рада и гордится мной, а когда узнает о победе – вообще будет в восторге. То, что я педагог петербургской школы, для нее очень значимо.

"Петербургский дневник": А ваши родные – тоже петербургские учителя?

Евгений Мазяков: Нет, я петербургский учитель в первом поколении. Я окончил Алтайский государственный педагогический университет, а сейчас учусь в магистратуре Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Но всегда с любовью вспоминаю свою альма-матер. Это самый замечательный университет. И край у нас чудесный, такая  великолепная природа.

Я очень люблю свою малую родину, постоянно езжу туда в гос­ти. И ребятам рассказываю о своем крае, потому что очень важно знать, что твоя малая родина нуж­дается в твоей любви, без нее она теряет силы, чахнет. 

Санкт-Петербург, конечно, совершенно отличается от Алтая. В нем меня всегда притягивало величие, романтика белых ночей, разводных мостов. Это ни с чем не сравнимо. Поэтому, когда мне предложили приехать и поступить в магистратуру РГПУ им. А.И. Герцена, я ни минуты не раздумывал. 

"Петербургский дневник": А свой первый урок в гимназии №24 помните?

Евгений Мазяков: Первый урок, наверное, забыть невозможно. Накануне всегда думаешь, как будешь себя вести, насколько близко позволишь приблизиться к себе детям, насколько они тебя подпустят. Всегда понимаешь, что дети будут проверять, особенно учитывая, что ты молодой специалист, только что закончивший вуз. 

Если честно, я не столько помню первый урок, сколько самый первый день в школе. Это был дебют во всех смыслах, но он прошел быстро, ярко – и не скажу, что напряженно, наоборот, легко. Было немного волнующе, но уже по окончании первого дня я понял, что мое будущее тесно связано с этой гимназией, с этими детьми, с этой профессией.

Я понял, что хочу остаться в системе образования навсегда. Дети мне откликнулись, и уже в первый же год работы в гимназии я стал лучшим учителем по итогам голосования. 

"Петербургский дневник": Вы преподаете информатику. Неплохо бы знать и математику, чтобы с ней ознакомиться. А точные науки не всем нравятся. Как сделать преподавание информатики интересным?

Евгений Мазяков: Я более чем уверен, что урок информатики всегда можно сделать интересным. Я, например, на своих уроках часто пытаюсь объединить виртуальную реальность и современные реалии с помощью робототехники.

Скажем, перед нами конкретный робот, который что-то выполняет. И можно сделать так, чтобы ребята видели, как он реагирует на то, что они делают в компьютере. Получается настоящая синхронизация. Это увлекательно, потому что происходит не где-то там, за пределами видения учеников, а здесь, на их глазах, и они – самые главные участники этого процесса. 

Я учу ребят тому, что информатика в жизни вокруг нас, мы должны ею пользоваться, потому что мир становится все более технологичным.

"Петербургский дневник": Вы очень молоды, но, возможно, у вас как у педагога уже появились свои педагогические приемы.

Евгений Мазяков: Вообще, я считаю, возраст не является помехой при работе с детьми. Меня дети слушаются, мало того, я – классный руководитель 5-го класса и пока успешно с этим справляюсь.
А основной принцип работы для меня – никогда не врать детям. Потому что, как только дети видят ложь и неискренность, они отказываются сотрудничать с тобой, контакт исчезает, а когда ты с ними честен, они откликаются на любое твое начинание. Кроме того, молодость не помеха еще и потому, что существует мощная поддержка администрации школы и педагогического коллектива.

"Петербургский дневник": Победа в таком престижном конкурсе педагогических достижений обязывает вас к чему-то?

Евгений Мазяков: Только к большей ответственности. Но лично моего поведения с детьми нисколько не изменит, так как у меня есть свои педагогические принципы, которым я всегда буду следовать независимо от этой победы и последующих достижений.

А признание всегда приятно. Это стимул двигаться дальше.