Яндекс.Метрика
  • Александр Лобановский

Скутеры так и остались бесправными

С приходом тепла открыли сезон любители мопедов и скутеров. По закону теперь они обязаны иметь права. Вот только получить их в Петербурге до сих пор нельзя. И ГИБДД за их отсутствие не штрафует.

С приходом тепла открыли сезон любители мопедов и скутеров. По закону теперь они обязаны иметь права. Вот только получить их в Петербурге до сих пор нельзя. И ГИБДД за их отсутствие не штрафует.

В минувший понедельник на Долго­озерной ул. молодой человек на мопеде сбил 13-летнего подростка. Пострадавший госпитализирован в состоянии средней степени тяжести.
Неделей ранее на ул. Александ­ра Матросова 39-летний мужчина на скутере врезался в ехавший впереди него полицей­ский ВАЗ-2114. К счастью, он отделался легкими травмами.

Раннее тепло в этом году позволило обладателям двухколесной техники открыть сезон уже в начале марта. Одновременно от­крыв и сезон страшных дорожных сводок.
«Ребята стали появляться на скутерах, и чем теплее, тем больше их будет», – констатирует глава регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.

Правами по ДТП

Этот сезон должен был стать первым, который пройдет по новым правилам. В прошлом году был принят закон, который вводит новую категорию прав – М. Она дает право на управление мопедами и легкими квадроциклами. Популярные скутеры с точки зрения технических регламентов тоже являются мопедами. 

Долгое время на управление мопедами с двигателем рабочим объемом менее 50 см3 прав не требовалось. И магазины стали заполняться недорогими «игрушками» с вполне серьезными техническими характеристиками, позволяющими развивать высокие скорости. Такие «игрушки» стали мечтой множества подростков – вполне достижимой и смертельно опасной.

Взрослые тоже зачастую демонстрировали поразительную беспечность. Ведь если права не нужны – значит можно сесть за руль пьяным, рассуждали отдельные несознательные граждане. 

Последствия таких рассуждений представить нетрудно. За­хлестнувшая страну волна дорожно-транспортных происшествий с участием скутеров заставила депутатов в срочном порядке взяться за наведение порядка в этой сфере. Кстати, Законодательное собрание Санкт-Петербурга обращало внимание федеральных законодателей на данную проблему еще в 2012 г. 

Закон не заводится

Теперь закон принят, и, казалось бы, проблема решена. Но не тут-то было. На подготовку к новым правилам закон отводил целых полгода. Окончательно он вступил в силу 5 ноября прошлого года. Однако оказалось, что учебные программы для подготовки водителей на категорию М не разработаны, а значит, получить такие права нельзя. В ГИБДД заявили, что раз так, то и штрафовать водителей скутеров без прав пока не будут.

С этим можно было смириться, ведь ноябрь – уже не сезон для скутеристов. Ожидалось, что прог­раммы появятся в январе-феврале. Но на дворе март, а на категорию М в Петербурге так ни­где и не учат. Корреспондент «ПД» позвонил в центральное МРЭО Санкт-Петербурга на шоссе Революции, 85, и ему подтвердили, что сдать экзамен на права категории М по-прежнему нельзя. 

Надо доводить до конца

«Странно, что этот вопрос затянулся. Надо его поднимать и доводить до логического конца», – сетует Валерий Солдунов. В сложившейся ситуации, по его словам, ответственность ложится на плечи родителей подростков-скутеристов и общества в целом. 

«Это проблема для города, – соглашается депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Анохин. – Навыков и культуры вождения у молодых ребят нет, и это приводит к жерт­вам». Он предлагает не только восполнить законодательные пробелы, но и подумать над тем, чтобы усилить контроль над скутерами, например, ввести запрет на их покупку без наличия определенных документов или предусмотреть конфискацию скутеров на штраф­стоянку за определенные нарушения.

«Множество добропорядочных водителей де-факто оказались вне закона, – добавляет региональный представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов. – Это владельцы скутеров, которые хотели бы получить права, но не могут этого сделать».