Яндекс.Метрика

Тур в никуда, или "Все исключено"

В Петербурге десятки человек пострадали от действий турфирмы. Одни отдыхали не там, где рассчитывали, а другие не улетели вовсе.

В Петербурге десятки человек пострадали от действий турфирмы. Одни отдыхали не там, где рассчитывали, а другие не улетели вовсе.

Что может быть прекраснее медового месяца на Мальдивских островах? И что может быть ужаснее, когда в день вылета клиенты туристической фирмы натыкаются на закрытый офис и остаются без билетов на самолет? Именно в таком положении оказалась петербурженка Варвара Худякова со своим мужем.

"Мы должны были улететь 3 октября в свадебное путешествие на Мальдивы, в августе заплатили 100% за тур, но вместо мальдивского солнышка были вынуж­дены до полуночи сидеть в отделении полиции и писать заявления. Сотрудница турфирмы до последнего обещала прислать билеты, а в день вылета мы наткнулись на закрытый офис и выключенный телефон..." – рассказывает Варвара в сообществе пострадавших от действий турфирмы, организованном в социальной сети. Таких, как она, – десятки. У каждого своя история. Кто-то смог улететь, но получил отель классом ниже, чем заказывал. А кому-то пришлось позабыть о поездке к морю, как о несбывшейся сказке.

Антигерой всех этих историй – сотрудник турфирмы Марина К. или Мария. В 2012 г. она уже упоминалась в прессе в статусе гендиректора одного из турагентств города Выборга Марины К. в связи со скандалом, разразившимся в городе после того, как в путешествие не смогли отправиться пенсионеры, пережившие блокаду Ленинграда. В этом году женщина решила продолжить деятельность на туристическом рынке, но представлялась своим клиентам уже под именем Мария.

Принимала своих клиентов Мария в офисе у ст. м. "Сенная площадь". Судя по всему, проблемы с отправкой туристов начались у компании летом. Причины сорвавшихся путешествий были разные – в одном случае женщина сетовала на якобы подставившего ее туроператора, в другом – на финансовые проб­лемы. Один из пострадавших предоставил нам ссылку на группу, где обсуждают эту историю: http://vk.com/club59351669. В некоторых случаях клиенты даже получали деньги назад, но далеко не во всех. Мария, приостановив свою деятельность в офисе, обещает расплатиться с клиентами. Скорее всего, за счет новых клиентов, которые увидят «сладкие» предложения, размещаемые на странице турфирмы в Интернете.

Осторожно, ответственность ограничена!

Клиенты турфирм-одно­дневок консолидируются в Сети в надежде вернуть деньги, но далеко не все получают компенсацию.

О том, почему это происходит, "ПД" рассказала Светлана Мерж­винская – представитель общественной организации, защищающей права туристов. По ее мнению, заставить Марину К. (ее настоящее имя. – Ред.) платить по счетам довольно сложно, несмотря на то что на первый взгляд факты, что называется, налицо. "Марина К., которая от имени турфирмы заключала с туристами договоры реализации туристского продукта, не является учредителем коммерческой организации. Фактически она является сотрудником турфирмы, исполняющим обязанности согласно должностной инструкции. В эти обязанности входит прием денег от клиентов, заключение договоров, бронирование туров. Но не более того", – говорит Светлана Мержвинская.

Попадая в такую ситуацию, обманутые туристы видят два пути защиты своих нарушенных прав. В первом случае обращаются в суд с требованием возмещения имущественного вреда. Выиграв суд, пострадавшие сталкиваются с невозможностью обеспечения исполнительных листов, так как к тому времени офисы компаний закрыты, а ответственность турфирмы ограничена размером уставного капитала 10 тыс. рублей. Во втором случае пострадавшие пытаются возбудить уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество). Статья не предусматривает жесткого наказания – дело может ограничиться штрафом. Но даже возбудить дело, скорее всего, не удастся. Найти состав преступления в таких случаях сложно. Нужно доказать, что менеджер присвоил себе ваши денежные средства. Привлечь к ответственности учредителя тоже не удается, так как учредителями фирм-однодневок, как правило, являются лица, местонахождение которых установить невозможно.

По мнению Светланы Мержвинской, исправить эту ситуацию можно на государственном уровне. Ведомствам, регулирующим туротрасль, необходимо усилить контроль над игроками путем введения лицензирования. Также стоит поднять "порог вхождения в бизнес" и установить повышенные значения уставного капитала для коммерческих организаций, которые осуществляют деятельность в сфере туризма.

Стопроцентной гарантии того, что вы не столкнетесь с недоб­росовестными компаниями, не может дать никто, однако можно минимизировать риски. "При выборе турфирмы будьте бдительны. Офис компании должен быть солидным, с постоянной вывеской и не производящим впечатления "временного убежища". Также желательно обращаться в турфирмы, которые не экономят на рекламе. Не стоит обращаться к тем, кто предлагает самые низкие цены на туры", – предупреждает директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шад­ская. Если вы обратились к тур­оператору, убедитесь в том, что он внесен в Единый федеральный ре­естр туроператоров, если в агентство – узнайте, тур какого оператора вы приобретаете, и также проверьте его наличие в реестре.