Яндекс.Метрика
  • Анна Литвинко

Ресторанный критик Борис: За каждую строчку я отвечаю

Популярный в Интернете ресторанный критик, известный под именем Борис, рассказал корреспонденту "Петербургского дневника" об особенностях своей интересной работы, о том, почему ему важно сохранять инкогнито и почему он не пользуется "Вконтакте" и Foursquare.

Популярный в Интернете ресторанный критик, известный под именем Борис, рассказал корреспонденту "Петербургского дневника" об особенностях своей интересной работы, о том, почему ему важно сохранять инкогнито и почему он не пользуется "Вконтакте" и Foursquare.

"Петербургский дневник": Давай для начала объясним, почему ты скрываешь свое лицо и используешь такой юзерпик, аватар и картинку автора? Это альтер эго ресторанного критика Бориса?

Борис: Все просто. Было понятно, что нельзя "светиться". Если "критика" все знают, то пользы от его статей ноль. Ему и клубника в два раза больше, и стейк приготовят нормально. Если в ресторан придет Филипп Киркоров, наверное, его обслужат хорошо. Только какой смысл в этом факте для других? Их ведь супом обольют и отравят злобно! Картинку я совершенно случайно нашел в те годы – годы модемного соединения. И как-то свыкся с ним. Наверное, изображение отражает меня. Сейчас рисует специально художник, и это уже четвертое "поколение" образа. Расширенное до неузнаваемости, доработанное фантазией многих людей, от старого, еще пикселезированного образа. И да, это альтер эго. Как, даже читая книжку Семенова, мы видим Тихонова перед глазами.

"Петербургский дневник": Кто, на твой взгляд, этот самый Блогер, которому посвящена наша рубрика? Должна ли быть у такого человека основная работа или "делиться интересным" - это уже профессия?

Борис: Блогер - это человек, который скроен так, чтобы делиться чем-то было для него жизненной необходимостью. Одному достаточно, увидев что-то интересное, просто рассказать друзьям, другой хочет и может донести это до большего числа людей. Конечно, берутся многие, только 99 из 100 "соскакивают" на первой неделе. А начинают серьезно: пишут предисловие "…в этом блоге я буду рассказывать про путешествия, компьютеры, Форекс, готовку, кошечек…" и забывают через неделю. Кто создан для этого – остается. Как я - 1850 полноценных отзывов, плюс статьи, рецензии на книги и так далее - это точно "прикипел". Кто получает кайф от общения "со всеми", тот "прилипает". А дальше - просто опыт. Привыкли люди, что собачка Хатико сидит в этом месте уже десять лет. И ко мне привыкли.

"Петербургский дневник": И есть ли у тебя эта "основная работа"?

Борис: До 2007 года я "делил себя" с бизнесом. Фирме было 15 лет, с 1993 года, но наступила скука заниматься одним и тем же, ну и, конечно, "новая жизнь" манила все сильнее. Огоньками ресторанов и вкусными запахами. С 2008 года делю все свое время, примерно поровну, между статьями в Колонку и отчетами "тайного гостя". Не читаю книг не по кулинарии, не могу уже ни о чем другом рассуждать… Полное погружение. Самому страшно.

"Петербургский дневник": Ты перемахнул период, когда блогер сначала заводит себе блог на бесплатной площадке, а потом уже "вырастает" до собственного сайта. …И почему тебя нет "Вконтакте"?

Борис: Когда я начинал, был единственный "живой" сайт про рестораны, где и нашелся раздел отзывов. Других просто не было. Ни социальных сетей, ни модных сейчас сервисов. Физически не было. Мне никогда не хотелось "уютной жежешечки" (блога на сайте "Живой Журнал"), а другого тогда не было. Отзывы о ресторанах надо оставлять в специализированном месте. Там, где их можно найти, там, где их увидят те, кто выбирает сейчас ресторан. А не на фоне кошечек, "все мужики сволочи" и Навальный. На заправке - заправляются. В булочной - булку покупают. В контакте – с самого начала "не пошло" - показалось "базарно" и грязно. И потом, я не готов общаться. Делиться мнением – да. Слушать чужое – да-да-да.

"Петербургский дневник": Дизайн твоего сайта прост и лаконичен: только отзывы. Эта простота помогает зарабатывать или портал - просто твое представительство в сети?

Борис: Я бы и сайтом не назвал. Это просто "сборник", удобное место, где можно найти все, что я делаю, - в основном, ссылки. Да, сознательно прост – это должно быть место для тех, кто пришел почитать мой отзыв. Не "посмотреть телефончик" или другие отзывы, фото ресторана, забронировать свадьбу. Мне не надо в сто раз больший поток, но таких… случайных людей. Я не хочу надоедать никому, попадаясь случайно на глаза. Чтобы получить эксклюзивную вещь, в данном случае, мнение, надо зайти в специализированное место. Не гипермаркет. Кто хочет меня – тот найдет. Кто не хочет, не натолкнется случайно. Кому интересны мои оценки – добро пожаловать. Я не готов быть Веркой Сердючкой, из всех утюгов поющей. С другой стороны, сайт, где я веду колонку, - лидер как по покрытию городов, так и по посещаемости. А мне важно быть полезным. Ведь информация довольно быстро устаревает. Колонка - место основное. Колонка = я. И, конечно, хочется, чтобы воспринимали по отзывам. Не по шелухе комментариев, сплетен или привлечении публики фото в "Фейсбук". Я - это Колонка. И за каждую строчку я отвечаю.

"Петербургский дневник": Таких, как ты, в сети – мало или совсем нет. Про еду пишут многие, но это рецепты. Тебя волнует статистика посещаемости твоего сайта, твоих отзывов, число комментариев? Может, были попытки плагиата или троллинга?

Борис: Про рецепты писать "выгодно" и просто. Тут аудитория от Камчатки до Австралии. Рестораны в городе интересуют в несколько тысяч раз меньшую. Наверное, в этом и есть секрет долгожительства. Пока я увлечен – я всегда один. Статистика волнует, конечно. Никогда не буду писать сам себе, "в стол". Это дает силы. Это показывает, что нужен, что не зря. Потом, статистика – первейший инструмент. Понять, про что читают больше. Понять, про что надо писать чаще, а что интереса не вызывает. Я же не для себя пишу. Значит, нет другой объективной оценки. А троллинг – это признак успеха. Если привлекаешь внимание, значит, есть что троллить, ты - есть величина и интереса.

"Петербургский дневник": Первый отзыв датирован 1 января 2004 года. Что изменилось: на что ты 10 лет назад даже не обращал внимания и о чем даже не думал писать?

Борис: Изменилось все. Конечно, я стараюсь не становиться циником. Но когда это твой 7500-й поход в ресторан (два раза в день, 10 лет, почти без отпусков), волей-неволей "включается эксперт". Глупо изображать девственницу, если тебя под руку ведет двенадцатый муж… Все равно, надо и сейчас искать новое, удивляться, смотреть широко открытыми глазами. Конечно, изменился рынок. Волна 2004-2007 – бешеный рост, с 1500 до 6000 заведений. Золотая пора! Я счастлив, что был первым летописцем того важнейшего периода. С 2008 по сей день – совсем другой период. Более профессиональный, более жесткий, период падающего или стагнирующего рынка. В первый период "хапали" все, что ни откроется, "Евразий" ( суши-бары "Евразия") стало из одной сто, "Гинза" (холдинг Ginza Project – Ред.) из одного ресторана стала сетью на 180 точек. Как в 1993 году можно было продать все, от спирта до полотенец. Во второй период, когда количественное развитие остановилось, то стали меняться объекты. Надеюсь, что в лучшую сторону.

"Петербургский дневник": Модный нынче Instagram и манеру увековечивать свой гамбургер - это, на твой взгляд, глупость или способствует повышению культуры принятия пищи, помогает определить размер порций или что-то еще?

Борис: Он  модный для тех, у кого, кроме фото, ничего и нет, нет слов. Кто любит книжки с картинками и в четыре года, и в сорок. Для умных – это просто инструмент, один из... Мне он не нужен. Это отражение массового спроса. Описать сложно, сравнить - проще сфотографировать "Вот, котлетка"! Можно спрашивать, какой ресторан лучше. А можно спрашивать, куда ходят больше всего. Это разные вопросы. Как пример: мнение публики или мнение кинокритиков. В одном случае победит мыльная опера из жизни ментов или очередная "трансформера" бум и бах, во втором – Бах и "Фауст" Сокурова, который, да, посмотрит в пять тысяч раз меньше людей. Когда надо посмотреть, что нравится публике, разумеется, стоит смотреть отзывы на этих сервисах. Вы получите "Макдональдс", "Евразию", "Две Палочки", "Тепло" и прочие места. Это нормально, булку в магазине покупают в тысячу раз больше икры. Интересно ли знать про булку? Надо ли спрашивать у эксперта, покупать нарезной или городской батон?

"Петербургский дневник": Насколько объективны, на твой взгляд, отзывы в приложении Foursquare. Ты его используешь? Или есть какие-то более профессиональные приложения?

Борис: Foursquare не пользуюсь, не люблю, никогда не был зарегистрирован. Есть приложение нашего сайта, где я веду колонку, – крайне удобная штука, так как это единственная полная база. Другие сайты охватывают пятую часть за 6000 заведений города. И, конечно, если надо посмотреть, что находится рядом. Другие определяют или популярные места, исключая новые, или бары, или места с определенным цензом среднего чека. Ну и я не оставляю идею создания собственного приложения. Когда надо не услышать мнение по всем точкам, а получить совет "куда сходить, стоим на углу Невского и Садовой". Вокруг сто вывесок. На картах - сотня мест. А надо, чтобы кто-то подсказал, что из всего этого многообразия достойно внимания: Тут - лучшие хинкали, а тут - повар "из Парижу".