Яндекс.Метрика

Как недобросовестные продавцы обманывают покупателей в Петербурге

Сотрудники налоговых органов Петербурга провели масштабную проверку предпринимателей. Итоги мероприятия оказались неутешительными. Нарушений в сфере торговли и услуг хватает. «Петербургский дневник» выяснил, какими способами недобросовестные продавцы пытаются обмануть доверчивых покупателей и как бороться за свои права при нарушении правил торговли.

Сотрудники налоговых органов Петербурга провели масштабную проверку предпринимателей. Итоги мероприятия оказались неутешительными. Нарушений в сфере торговли и услуг хватает.

Свой рейд около 100 сотрудников налоговых органов Петербурга провели при участии ОМОНа во всех районах Санкт-Петербурга. Итог неутешителен: из проведенной 191 проверки в 169 (или 88,4%) выявлены нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. 

Значительно количество нарушений в сфере оказания услуг: салонах красоты, соляриях, аптечных организациях, платежных терминалах, на автомобильных мойках и в мастерских, кафе, мастерских по ремонту обуви, в ателье, в общественных туалетах, при проведении экскурсий на тепло­ходах.

С каждым годом количество нарушений только увеличивается, и происходит это практически во всех сферах, начиная от продуктов питания и заканчивая квартирами, рассказал «ПД» президент Общества по защите прав потребителей Санкт-Петербурга Евгений Владимиров. По числу обращений за юридической помощью лидируют товары домашнего потребления – это мелкая бытовая техника, мебель и продукты питания.

Просрочка в красивой обертке

Неисправная касса или невыданный чек – это лишь вершина айсберга. Мы решили напомнить о том, какими способами продавцы пытаются обмануть покупателей. 

Например, продавцу не хочется выбрасывать лежалый товар с истекшим сроком годности. В ход идут крайние меры. «Вам пишут на упаковке, что продукция выпущена вчера, а по сути – 2 недели назад. Этим страдают крупные сетевые ретейлеры: они перебивают дату производства и срок хранения», – объясняет Евгений Владимиров. Такой товар обычно ставят ближе к покупателю – на первые ряды. Неред­ко продавцы «одевают» испорченный продукт в вакуумную упаковку. Она придает товару более презентабельный вид и позволяет продавцу заработать на просрочке. Приобретая такой товар, обратите внимание на дату изготовления продукта и самой упаковки. Если же вы все-таки купили про­сроченный товар, ни в коем случае его не выбрасывайте. Отнесите вместе с чеком обратно в магазин – вам обязаны его заменить или вернуть деньги. «Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении претензий потребителя», – поясняет Евгений Владимиров. Однако если продавец или исполнитель вообще не выдал вам чек – с уверенностью обращайтесь в налоговую службу.

На чеке есть, а в сумке нет

Лишний товар в чеке – проблема не столь болезненная, но весьма актуальная. Будьте внимательны, когда покупаете несколько наименований одного товара. Вместо четырех йогуртов вам «по ошибке» могут посчитать шесть. Если вы обнаружили «нелепую случайность» в самом магазине – предъявите кассиру чек, купленные товары, в крайнем случае позовите администратора или полицию. «Как только вы переступили порог магазина, вы уже не докажете, что не покупали этот товар», – комментирует Евгений Владимиров.

Часто продавцы пренебрегают порядком не только в продуктах, но и в ценниках. На ценнике должны быть указаны точное наименование товара, его артикул и цена. На полках среди большого количества товара могут быть «по ошибке» размещены ценники на один и тот же продукт. Их единственное отличие – цена. 

Махинации в продуктовых магазинах – лишь часть той системы, с которой мы ежедневно встречаемся. Будьте бдительны, при­обретая электронику или бытовую технику. Не стоит слепо верить словам консультанта. Помните, что их работа – продать. А как и что – это уже второстепенно. Поэтому, прежде чем купить товар, внимательно прочитайте техническую документацию. Если же вы купили товар и только дома поняли, что вас не устраивают размер, форма, габариты, расцветка, фасон или комплектация, – вы всегда можете вернуть его или обменять на аналогичный. 

«Обратите внимание на постановление №55, где указан перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар», – добавляет Евгений Владимиров. К таковым относятся: лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, изделия из драгоценных металлов, автомобили, гражданское оружие, непериодические издания и т.д. 

Судебные перспективы

«Допустим, вы хотите вернуть сотовый телефон. Продавцы зачас­тую отказывают потребителям. Но они не имеют права вам отказать, потому что в постановлении сотовый телефон не указан. Если он у вас поврежден, вы должны писать претензию на товар. Есть варианты. Чего вы хотите: чтобы его отремонтировали, вернули вам деньги или заменили на товар надлежащего качества? Претензия пишется в произвольной форме, какого-либо образца она не имеет: не нужно указывать паспортные данные. Самое главное требование – любые документы, которые вы отдаете продавцу, исполнителю, импортеру, должны быть в двух экземплярах, с печатью, подписью и датой принятия», – объясняет Евгений Владимиров.

Если же срок вышел и продавец ответил отказом или не ответил вообще, то вы имеете полное право обратиться в суд: либо в мировой, если сумма иска до 50 тыс. рублей, либо в районный, если сумма выше. В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребитель при обращении в суд по потребительским спорам освобожден от уплаты государственной пошлины при размере иска до 1 млн рублей. Досудебную экспертизу лучше проводить самостоятельно, а уже в суде взыскать с продавца денежные средства. Почему экспертизу не стоит доверять продавцу? По утверждению Евгения Владимирова, бывали случаи, когда продавцы сознательно портили товар, а затем предъявляли претензии потребителю.

Гарантия вне срока

Обращаться с претензией к продавцу можно не только в течение гарантийного срока. Если срок гарантии товара менее 2 лет, а недос­татки товара вы обнаружили по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет, то вы вправе обратиться с претензией. 

Однако здесь есть небольшая хитрость: в течение гарантийного срока доказать возникновение дефекта должен продавец, а по истечении срока гарантии, но в пределах 2 лет – покупатель. 

Если гарантийного срока нет вообще, то вы имеете право обратиться с претензией в течение 2 лет и при этом ничего не доказывать. Это правило действует на товары, которые не имеют обязательного гарантийного срока: мебель, часы, обувь и т.д. Есть и те товары, на которые существует обязательный гарантийный срок: медикаменты, продукты питания и в том числе недвижимость. На нее гарантийный срок – 5 лет. 

Если же продавец не установил гарантийный срок на товар, на который должен быть установлен гарантийный срок, то вы имеете право обратиться с претензией в течение 10 лет.

Кредит на кота в мешке

Подводные камни в сфере торговли встречаются и при выборе автомобиля. 

Продавцы автосалонов активно и даже агрессивно рекламируют свой товар, заставляя покупателей идти на крайне рисковые покупки. Как рассказала «ПД» начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Санкт-Петербурга Елена Бухарина, в последнее время много жалоб поступает от покупателей, решивших приобрести машину в кредит. Они подписывают договор с автосалоном, вносят сумму и уже потом получают автомобиль не той комплектации или не того цвета. «Это очень рискованная сделка, потому что ожидание автомобиля может очень плохо кончиться: машину могут вообще не привезти. Были в Петербурге и случаи, когда дилер вовсе уходил с рынка. Прежде чем взять в кредит дорогостоящий товар, надо прочитать внимательно договор, от корки до корки, и убедиться, что ты в состоянии обеспечить выполнение обязательств, которые берешь на себя», – советует Елена Бухарина.

Уберечь себя от проблем в сфере услуг и торговли можно и нужно. Внимательно читайте состав товара, его срок годности, техническую документацию, а также отзывы о самом продавце. Если же вы столкнулись с проблемами, то в первую очередь соберите как можно больше свидетелей и документов. Чем больше доказательств вы соберете, тем быстрее вы решите проблему. Изучите закон «О защите прав потребителей» и будьте во всеоружии. Помните: права покупателя не только можно, но и нужно защищать всеми законными способами.

Лучшая защита от неприятностей – это осторожность, считает Елена Бухарина. По ее словам, если продавец не хочет выдать чек и гарантийный талон на свой товар, то лучше с таким магазином не связываться.

«Рынок товаров настолько насыщен, что можно подойти к другому продавцу, который продает ответственно и исполняет требования законодательства. Не забывайте, что процедура расторжения договора с продавцом предусмотрена как судебная. На это нужно время: нужно отпрашиваться с работы, нужно иметь возможность написать квалифицированное заявление в суд, что, скорее всего, будет связано с наймом адвоката», – заявила Елена Бухарина.

Если вы столкнулись с нарушениями применения контрольно-кассовой техники, сообщите о них в УФНС по СПб (тел. 272-01-88) или через сайт управления www.r78.nalog.ru.