Транспорт в Петербурге: поплывем или поедем
Личный водный транспорт в Петербурге пока уступает автомобилям. Но тем не менее интерес к водному передвижению растет.
Санкт-Петербург неслучайно называют Северной Венецией. Протяженность расположенных в его границах 93 рек, протоков и каналов составляет около 300 км. Многим горожанам было бы очень удобно добираться до места работы по воде, особенно если работа находится в центре города. Между тем, по данным Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), в Петербурге числится всего 44 тыс. маломерных судов. Количество же автомобилей, зарегистрированных в городе, составляет 1,5 млн.
Причин тому несколько. Во-первых, маломерные суда попадают под расширенный перечень запретов для плавания, который призван обеспечить безопасность судоходства. В частности, запрещается плавание таких судов на установленных фарватерах и каналах без разрешения службы управления движением судов морского порта «Большой порт Санкт-Петербург». В пределах данной акватории запрещается плавание без радиостанции морского диапазона.
«Главный сдерживающий фактор – застройка береговой линии элитными кварталами. В том же Хельсинки человек, приобретая квартиру, автоматически получает место на стоянке для своего судна», – говорит редактор журнала «Катера и яхты» Алексей Даняев.
По информации ГИМС, в городе около 54 яхт-клубов. Средняя стоимость стоянки в них маломерного судна, длиной до 6 м, составляет 10 тыс. рублей в месяц. Что же касается причалов в центре города, то их не так много, и многие из них заняты судами для перевозок туристов.
Тем не менее надежда на то, что Северная столица в недалеком будущем станет российским флагманом развития парусного спорта, есть. Для этого сейчас делается достаточно много. Например, в начале июня Санкт-Петербург, «Газпром» и петербургская региональная спортивная организация «Яхт-клуб Санкт-Петербурга» подписали соглашение о сотрудничестве в области физкультуры и спорта.
«Санкт-Петербург уже в ближайшее время может стать столицей парусного спорта России, мощным международным центром парусного спорта», – сказал на церемонии подписания соглашения губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Маломерных судов в Петербурге в 35 раз меньше, чем автомобилей. «Петербургский дневник» решил разобраться, что мешает развивать личный водный транспорт как альтернативу наземному.
С прошлого года ГИМС ввела нормы, согласно которым надувные и гребные водные ТС с двигателем мощностью не более 10 л. с. и весом корпуса не более 200 кг не подлежат регистрации. В Северной столице сегодня насчитывается 54 яхт-клуба. Стоимость стоянки одного маломерного судна в таком клубе достигает 10 тыс. рублей в месяц. В городе зарегистрированы всего лишь 44 тыс. маломерных судов.
Опрошенные «ПД» эксперты считают, что маломерные суда в Петербурге – это больше отдых и аттракцион, чем средство передвижения.
С 2010 г. в Петербурге работает общественный водный транспорт – аквабус. Если раньше он ходил по трем линиям, то в этом году осталась лишь одна. Возможно, будущее этого проекта определят по результатам навигации 2013 г.
Писатель и сценарист Андрей Кивинов:
Катера и лодки в качестве альтернативы общественному транспорту – идея сама по себе неплохая. Но, как ни крути, у нас народ предпочитает более проверенный транспорт, коим, безусловно, является автомобиль. И то, что маломерный водный транспорт у нас не пользуется спросом, вполне объяснимо. Во-первых, содержать его в плане швартовки и обслуживать – удовольствие не из дешевых. Это я знаю точно, поскольку несколько моих друзей, которые владеют такими судами, частенько сетуют на это. Плюс к тому, связавшись с данным видом транспорта, приходится сталкиваться с массой бюрократических проблем. Ну и, во-вторых, наш петербургский климат. Сезон навигации всего 5 месяцев: все остальное время нужно где-то его хранить, причем не имея возможности воспользоваться.
Капитан корабля «Триумф» Борис Сидоровский:
Что мешает? Во-первых, отсутствие стоянок. Думаю, это самое главное и первое, о чем нужно сказать. Это неудобно многим! Но, например, мой знакомый живет в Лахте, а работает на Васильевском острове. Ему удобно, он на работу ездит на катере. А кому негде поставить свои катера и яхты, что делать им? В городе становится все меньше и меньше стоянок. Места только для богатых кораблей.
Председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга Игорь Курдин:
Когда я жил на Черной речке, прямо на набережной, мы с Кириллом Набутовым, моим приятелем, любили покрасоваться перед девушками. Выезжали к ним на катере, как на такси, и возили их. Но для Петербурга это не альтернатива, несмотря на многочисленные каналы, речки и так далее. Хоть по всему городу этих каналов пророем, толку-то? То же водное такси. Когда я жил у речного вокзала, почему-то ни разу не воспользовался водным такси. Не верю, что их существование вообще рентабельно. Ну связали людей с водным такси, но навигация-то только с мая по октябрь.
Капитан 1-го ранга запаса, кандидат психологических наук Сергей Малык:
У меня есть права на маломерное судно. Но они старого образца, как у большинства, а не международного типа. Чтобы получить права международного образца, нужно заплатить 25 тыс. рублей, а за что я должен платить такие деньги? Все сейчас сделано для того, чтобы заработать деньги: трамвайчики по Неве ходят. А простые рыбаки? Кому хочется ежегодно проходить техосмотр лодки и платить за это по полторы тысячи? Всю культуру отбили. Мотоциклы, скутера по городу без прав ездят, а лодку надо на техосмотр отдавать. Если бы были доступны права международного образца, то можно было бы спокойно зайти в Венецию, на Кипр и люди бы стремились их получить.