Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Анатолий Сидоров: Вооружение в Западном военном округе модернизируется

О модернизации вооружения, о контрактной службе, а также об обеспечении военнослужащих жильем читателям «Петербургского дневника» рассказывает командующий войсками Западного военного округа (ЗВО) генерал-полковник Анатолий Сидоров.

О модернизации вооружения, о контрактной службе, а также об обеспечении военнослужащих жильем читателям «Петербургского дневника» рассказывает командующий войсками Западного военного округа (ЗВО) генерал-полковник Анатолий Сидоров. 

«Петербургский дневник»: Что из себя представляет Западный военный округ сегодня?

Анатолий Сидоров: В соответствии с указом президента РФ Западный военный округ был образован 1 сентября 2010 года на базе двух военных округов – Ленинградского и Московского. Тогда в состав ЗВО вошли два флота – Балтийский и Северный, командование Военно-воздушных сил и ПВО, общевойсковые армии, другие соединения и части окружного подчинения. А также соединения и части, которые ранее подчинялись главным и центральным управлениям в Министерстве обороны. География округа расширилась, и на сегодняшний день войска округа дислоцируются и базируются на территории трех федеральных округов РФ (Северо-Западного, Центрального и Приволжского) и на территории 30 субъектов РФ.

«Петербургский дневник»: Как вы можете оценить уровень боеготовности вверенного вам округа?

Анатолий Сидоров: Первое, что хотелось бы отметить, так это то, что в независимости от каких-то внешних условий, даже в независимости от того уровня подготовки, который дали солдату, наши военнослужащие во все времена просто героически выполняют свои обязанности. Советская армия на определенном этапе была достаточно мощной силой и не только по численности, но и по налаженной системе, которая реально работала. Когда ввели войска в Афганистан, тоже имелись определенные проблемы, но вместе с тем была налажена подготовка, и уровень этой подготовки позволил с достаточным качеством выполнять задачи, а солдаты и тогда проявляли массовое мужество, ну и героизм тоже.

Если брать 1994-95 годы – это был трудный период в плане того, что наша страна сама по себе переживала трудный период, что не могло не сказаться на Вооруженных силах. 1994 год был очень трудный для Вооруженных сил и в плане укомплектованности. Это был период, когда в некоторых частях в караулы было некому заступать. Не было личного состава, и офицеры несли службу на постах. И когда встал вопрос о выполнении задач по наведению конституционного порядка в Чечне, многие части формировались за счет других частей, даже за счет других округов.

К радости или к горю, мне довелось в первые дни 1995 года формировать мотострелковый полк на Урале из 1500 военнослужащих из-за Забайкалья. В самые короткие сроки было проведено боевое слаживание, и мы пошли выполнять задание. Солдаты все как один были героические: там не было каких-то сомнений в выполнении приказа и т.д.

А в целом сама история предполагает, что мы не можем стоять на месте, мы все равно должны развиваться и идти вперед. То состояние Вооруженных сил уже не удовлетворяло ни тех, кто стоит в рядах ВС, ни руководство страны, ни население. Хотя определенный уровень боеготовности все равно поддерживался, соблюдался, но на это затрачивались неимоверные усилия.

Безусловно, необходимость преобразований была очевидна. И то, что было сделано за последние годы, оно уже было выстрадано. И если сравнивать сегодня и пять лет назад, наверно все-таки сегодня уровень боеспособности, а он определяется, прежде всего, обеспеченностью вооружением и техникой, укомплектованностью личным составом и уровнем его подготовки, конечно, намного выше.

Никто сейчас не рассуждает о том, нужно в дальнейшем проводить или завершать эти преобразования – все прекрасно понимают, что их надо довести до конца. И если вносятся какие-то определенные коррективы, это тоже естественный процесс: анализируем недостатки, появляется какое-то новое видение определенных процессов. И должна быть уверенность, что наши Вооруженные силы - самые лучшие, самые сильные.

О готовности округа к выполнению задач по обеспечению безопасности в зоне ответственности можно сказать кратко и уверенно – войска и силы боеготовы и в состоянии выполнять задачи, определенные президентом РФ - верховным главнокомандующим, военно-политическим руководством и руководством Министерства обороны. Все усилия и основная деятельность командования округа направлены на решение этих задач. В повседневной деятельности нашим приоритетом, безусловно, является поддержание высокой боевой готовности войск, оптимизация системы управления, выполнение социальных гарантий перед военнослужащими и их семьями.

«Петербургский дневник»: Какие основные задачи выполняет округ?

Анатолий Сидоров: Это и охрана воздушных рубежей РФ, и борьба с пиратством в Мировом океане, и обеспечение безопасного морского судоходства. Проводили мы и подрывные работы по ликвидации ледяных заторов в период паводков. Регулярно проводим учения по ликвидации последствий ЧС, техногенных катастроф на объектах и предприятиях промышленности. Постоянно выполняется задача по поддержанию готовности противодействовать террористической деятельности.

Также выполняем задачи по спасению в море, оказываем помощь гражданским судам. Только в январе 2013 года подразделениями ПВО было обнаружено и сопровождено более 50 тыс. воздушных судов. Это и самолеты стратегической транспортной авиации, самолеты гражданской авиации, спортивные самолеты, а также беспилотные летательные аппараты. За 2012 год операторами радиолокационных станций нашего округа было сопровождено более полумиллиона воздушных целей.

В этом году по решению министра обороны Сергея Шойгу будут использовать авиацию ВС для оказания медицинской помощи в эвакуации граждан, пострадавших в каких-то ЧС, да и просто тяжелобольных из отдаленных районов. Решение уже принято принципиальное. Отмечу, что руководители глав администраций очень хорошо отнеслись к этой идее министра обороны. Сейчас вообще очень большое внимание уделяется оказанию практической помощи в различных ситуациях Вооруженными силами гражданам.

В течение прошлого года мы также проводили утилизацию боеприпасов, дальнейшее хранение которых представляло опасность для окружающих. Созданные в каждом субъекте РФ группы разминирования практически ежедневно выезжали на обезвреживание артиллерийских снарядов, мин и других взрывоопасных предметов еще времен ВОВ. С момента образования округа мы обезвредили более 160 тыс. взрывоопасных предметов, из них только на территории Санкт-Петербурга более 1700.

«Петербургский дневник»: Утилизация боеприпасов силами военнослужащих – вообще очень больная тема?

Анатолий Сидоров: Согласен, больная, но уже, можно сказать, прошлых лет. В декабре 2012 года принято принципиальное решение – утилизацию боеприпасов на территории округа прекратить полностью. Все подразделения, весь личный состав до Нового года завершил выполнение работ и был возращен в пункты постоянной дислокации. Все подразделения, которые были созданы для этой цели, расформированы, и на сегодняшний день ни один военнослужащий к этому больше не привлекается. К слову, для того, чтобы представить объем, за 2012 год мы уничтожили этими подразделениями более 600 тыс. тонн боеприпасов, которые были не пригодны для дальнейшего применения.

«Петербургский дневник»: Расскажите, много ли военных учений проводится округом?

Анатолий Сидоров: В 2012 году было проведено более 3 тыс. различных учений. Самым важным мероприятием в плане боевой подготовки прошлого года явилось учение войск округа в Заполярье, когда в сентябре впервые в России мы провели широкомасштабные учения в Арктике по отработке военнослужащими вопросов защиты национальных интересов в Арктике. Проходили они на материковой части Кольского полуострова, а также в акватории Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых.

Подразделения морской пехоты впервые совершили высадку на необорудованном побережье Новосибирских островов. Корабли флота создали группировку разнородных сил в Карском море. Завершающей частью учений был отработан этап противодесантной защиты побережья в тесном взаимодействии с общевойсковой бригадой, кораблями береговых войск Северного флота, а также авиации первого командования ВВС и ПВО и морской авиации Северного флота. Был произведен групповой пуск 6 крылатых ракет береговой артиллерией и надводными кораблями, а также пуск с 2 атомных подводных лодок. И к большому удовлетворению все цели были успешно поражены.

В 2012 году наши военные летчики выполняли упражнения боевого применения штурмовой, истребительной, бомбардировочной, армейской авиации, в том числе на авиационных полигонах Заполярья, Северо-Запада и центральной части России.

Результатом подготовки летчиков стал налет свыше 125 часов на одного летчика, а у командиров экипажей не менее 175 часов. Это достаточно высокий показатель, в том числе и в сравнении с армиями зарубежных государств и является самым высоким показателем в наших Вооруженных силах. Первое командование ВВС и ПВО признано по итогам года лучшим объединением ВВС и ПВО наших ВС. Более 70% летчиков боевой авиации имеют первый и второй классы, что тоже является высоким показателем.

Что касается подготовки моряков Северного и Балтийского флотов, они выполняли многочисленные задачи в Мировом океане. Всего эти флоты за прошлый год прошли около 300 тыс. морских миль. Приняли участие в десятках международных учений. В рамках дальних морских походов экипажи кораблей Северного и Балтийского флотов посетили 16 стран и совершили неофициальные визиты и деловые заходы в порты США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Норвегии, Испании, Дании, Нидерландов, Греции, Португалии, Мальты, Кубы, Сирии, Саудовской Аравии и Польши.

Основным мероприятием боевой подготовки на 2013 год станет участие в совместных российско-белорусских учениях «Запад -2013», которые пройдут в сентябре этого года. К этим учениям уже началась интенсивная подготовка.

В повседневной деятельности мы особое внимание уделяем подготовке офицеров, потому что понимаем, что только профессионально подготовленный офицер в состоянии уверенно командовать подразделением, вести за собой своих подчиненных, используя принцип «делай, как я». И начиная от своего внешнего вида, манеры поведения офицер должен воздействовать на своих подчиненных во всех аспектах. Методика или система подготовки включает участие офицеров различных категорий в проводимых сборах не реже одного раза в полгода. Надеемся, что и в этом году упор на подготовку офицеров станет одной из главных тем в подготовке в округе в целом. И целью ставим – повышение, повышение, повышение профессионального уровня подготовки офицеров.

«Петербургский дневник»: Модернизируется ли вооружение в ЗВО?

Анатолий Сидоров: За последние годы действительно пошел процесс поставки в войска нового модернизированного вооружения и военной техники. За период 2011-2012 года в войска округа поступило более 2,5 тыс. новых образцов техники различного назначения. Сюда вошли и оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», и танки Т-90 и Т-72 Б3, БТР 82А, БМП-3 и другие. Значительно обновился парк автомобильной техники: с 2011 года мы получили более 3 тыс. единиц техники общевойскового назначения.

Получили новые образцы связи, ПВО, образцы радиационной, химической, биологической защиты, радиоэлектронной борьбы. Соединения частей авиации и ПВО пополнились новыми вертолетами МИ-8 МТВ5 и новыми самолетами СУ-34. В январе этого был поднят Андреевский флаг на ракетном стратегическом крейсере - подводной лодке «Юрий Долгорукий». Также планируется большая поставка вооружений и военной техники в этом году.

Если брать самолеты, то мы ожидаем МиГ-31 новой модификации, Л-400, вертолеты Ми-28Н, К-52, Ми-26, Ми-35, Ми-8АМТШ.

По кораблям ВМФ запланировано получение одного атомного подводного крейсера, одного фрегата и десантного корабля. Планируется также получение корвета и десантных катеров. Кроме того, части будут вооружаться новыми ракетными комплексами «Искандер», зенитно-ракетными комплексами «Тор».

То есть процесс идет и организован жесткий контроль на всех уровнях военного управления за выполнением гособоронзаказа. Лично по моим наблюдениям, такие действия руководства страны и ВС вызвали более серьезное отношение и со стороны ВПК. И руководители предприятий сейчас знают, что если они не исполнили какую-то часть программы по гособоронзаказу в срок, то спрос будет очень жестким. И в этом плане дисциплина с каждым днем заметно растет и, думаю, что положительный результат будет достигнут.

«Петербургский дневник»: Сейчас много полемики идет по поводу военной службы по контракту. Что делается в этом направлении?

Анатолий Сидоров: С каждым разом мы стараемся учесть ошибки прошлого периода. Для того чтобы не допустить прием в ряды ВС на воинскую службу по контракту на должности солдат и сержантов контингент, не в полной мере отвечающий требованиям военнослужащего, в прошлом году были созданы пункты отбора на военную службу по контракту.

Из 30 субъектов Федерации в 27-ми они созданы, как правило, при военных комиссариатах. И занимаются они уже не набором на контрактную службу, а отбором граждан, желающих служить в армии. Тех, кто по своим моральным, деловым качествам, уровню физической подготовки, состоянию здоровья способен выполнять задачи военнослужащих в соединениях и частях.

Система работает таким образом, что желающих стать контрактником проверяют по самым различным направлениям, в том числе и через правоохранительные органы. Также проводится психологическое тестирование. Если на пункте отбора заключают, что гражданин годен и может проходить военную службу по контракту, он направляется в воинскую часть уже на конкретную воинскую должность.

Большая концентрация усилий на пунктах отбора приносит свои результаты, но это не единственный источник пополнения рядов военнослужащих по контракту. Мы с удовольствием берем тех, кто по завершении военной службы по призыву принимает решение остаться служить по контракту. Почему с удовольствием? Да потому, что людей этих мы уже знаем, мы их изучили, знаем, на что они способны. Отслужив по призыву, они имеют право обратиться с рапортом к командиру воинской части и пройти ту же процедуру в пунктах отбора. Если все удовлетворяет, то по истечении 12 месяцев бывший срочник зачисляется на военную службу по контракту. Тот год, который он отслужил по призыву, входит в военный стаж.

Ну и для того, чтобы эта служба стала более престижной, был предпринят ряд мер социальной поддержки для данной категории военнослужащих. Прежде всего, это меры материального стимулирования. Признаюсь, был у нас период, когда к нам шли люди различной категорий граждан, и от безысходности и необходимости пополнить ряды многих брали и с недостатками. Сейчас меры социального характера и материальной поддержки военнослужащих поспособствовали увеличению числа желающих. От этого и качество набора улучшилось. По статистике из пяти желающих мы выбираем одного.

Что касается компенсации за ратный труд, начальная сумма денежного содержания составляет от 25 тыс. рублей. Потом в зависимости от занимаемой должности, классной квалификации, времени прохождения службы содержание доходит до 60 тыс. рублей.

Кроме того, сегодняшние нормативы стимулируют повышение уровня физической подготовки и для всех категорий по контракту, а это не только солдаты и сержанты, но и офицеры и генералы, для которых установлены определенные критерии по физической подготовке и процентные надбавки к окладу по воинской должности.

«Петербургский дневник»: И каков процент этих надбавок?

Анатолий Сидоров: К примеру, военнослужащий, имеющий квалификацию мастера спорта, получает 300% надбавки к окладу по должности. Я считаю, что это достаточно серьезный стимул. Ну и чтобы нас не позорили некоторые люди в военной форме одежды, а также, чтобы изменить мнение общества по отношению к контрактникам, была проведена стопроцентная переаттестация этой категории военнослужащих. Те, которые по своим моральным, деловым качествам, профессиональной и физической подготовленности не соответствовали, мы с ними в прошлом году распрощались.

Проверке мы подвергли более 40 тыс. человек. Признаюсь, более тысячи человек у нас не выдержали этих испытаний, и мы были вынуждены их уволить из рядов ВС. Кроме того, в период прохождения военной службы контрактники имеют право обучаться в учебных заведениях бесплатно. Предусмотрен достаточно большой ряд социальных гарантий и для военнослужащего, и для членов его семьи, в том числе и страховые мероприятия. То есть много предпринято для того, чтобы службу в целом сделать привлекательной.

«Петербургский дневник»: Что делается в плане медицинского обеспечения военнослужащих?

Анатолий Сидоров: Последнее время принято много решений в плане улучшения медицинского обеспечения военнослужащих. Кроме того, что многие военно-медицинские учреждения будут сохранены, это и ВМА, и наш 442 окружной военный госпиталь, предприняты меры для того, чтобы их благоустроить и оснастить и повысить уровень подготовки и профессионализма медицинского персонала. В этом году мы уже увидим результат.

«Петербургский дневник»: Пожалуй, одна из самых больших проблем – жилье. Насколько эта проблема решается в ЗВО?

Анатолий Сидоров: Жилье – один из серьезных вопросов, который находится лично на контроле у президента России. По объему наш округ, наверное, единственный в стране, который производит столь крупномасштабное заселение. Большое количество военнослужащих проходят и проходили службу на территории округа, и много военнослужащих, которым предстоит уволиться, избирают местом жительства наши регионы.

Порядка 60% обеспечения жильем, а также строительство жилья – все это происходит на территории ЗВО. За прошедший период введено в эксплуатацию 64 тыс. квартир, из них более 45 тыс. квартир заселено. Сейчас в процессе заселения находится еще порядка 12 тыс. квартир. По большей части это квартиры, строительство которых связано с площадками массовой застройки – это города Санкт-Петербург, Калининград, Балашиха и Подольск Московской области.

Решение вопросов заселения военнослужащих лежит на плечах созданных региональных управлений жилищного обеспечения. Очередь тех, кто признан нуждающимся в жилье, значительно сократилась в сравнении с предыдущими годами, и сейчас у нас порядка 25 тыс. военнослужащих не обеспечены жильем. Из них на 9 тыс. человек документы находятся в стадии оформления, и эти военнослужащие в ближайшее время будут обеспечены.

Остальные в стадии ожидания, но вместе с тем строительство продолжается. Задача, поставленная президентом, не комментируется, и все понимают, что ее необходимо выполнить.

«Петербургский дневник»: Какие возникают сложности?

Анатолий Сидоров: Действительно, определенная сложность есть. У нас законом определено, что военнослужащий сам выбирает себе место жительства при увольнении с военной службы. Мы понимаем, что у военнослужащего это единственный шанс и второго такого ему предоставлено не будет. Но, к примеру, я выбираю себе место жительства в Южно-Сахалинске, и меня по закону не имеют права уволить в запас, пока не обеспечат квартирой в Южно-Сахалинске. Но строительства в Южно-Сахалинске нет, и я могу находиться в распоряжении и состоять в списках ВС 10, 15, 20 лет, пока не построят квартиру в Южно-Сахалинске и не дадут ее мне. Но есть единицы военнослужащих, которые этим правом пользуются.

Есть и такие, которые не то чтобы хотят воспользоваться этим правом, а на самом деле хотят жить в этом самом Южно-Сахалинске. Но мы его право реализовать не можем. И вот для того, чтобы, во-первых, не содержать военнослужащих бесконечно в списках ВС, во-вторых, чтобы не затевать строительство в тех местах, где оно практически не востребовано, прорабатывается вопрос, чтобы военнослужащий получал это в виде денежного выражения, и тогда каждый имеет право выбирать квартиру, где он захочет. Здесь конечно возникают юридические сложности в том плане, что нужно определиться, кому сколько.